Элвин Тоффлер — американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции (сверхиндустриальной), то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию информационного, или постиндустриального общества.
Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.Элвин Тоффлер в своей книге «Футурошок» начинает с описания уникальности эпохи, в которую мы живем. Он называет ее Великой Межой, которая разделяет человеческую историю на две равные части.
Интересно то, как Тоффлер это доказывает: за всю историю человечества было 800 жизненных сроков (если брать в среднем по 62 года на каждый): 650 из них человек провел в пещере, за последние 70 человек изобрел письменность, за последние 6 большинство людей увидели печатное слово, за последние 2 человек изобрел электрический мотор и за последний, 800-ый, срок было изобретено неисчислимое количество вещей. Это пик человеческой активности, и именно мы в нем живем.
Наверное многим из нас приходили мысли об уникальности нашей эпохи, Тоффлер же обосновал это научным путем. И действительно, раньше люди жили так же, как и их предки, с самого рождения ориентировались на них, на их нормы поведения, традиции передавались из поколения в поколение. А теперь наше поколение не знает, как себя вести: родители, а тем более бабушки и дедушки, большая часть жизни которых прошло при социализме, жили иначе. Нам не с кого брать пример, потому что то, как жили наши предки «устарело». К их образу жизни уже нельзя вернуться, а надо искать новый путь, идти одним в неизвестность. Ответственность за будущее лежит на нашем поколении.
Эту теорию Тоффлер подкрепляет статистическими данными из всех сфер жизни общества. Так, почти 90% ученых, живших за всю историю, живут сейчас. До 1500 года издавалось 1000 книг в год, а теперь издается 1000 книг в день. Половина всей энергии, потраченной человечеством за последние 2000 лет приходится на последние 100 лет. В качестве примеров ускорения темпов жизни автор приводит красноречивое названиеодного из современных ему мюзиклов «Остановите Землю – я сойду!».
Как было уже отмечено, проблематика футурошока Тоффлера заключена в трех его элементах: трансенции, новшествах и разнообразии.
Быстротечность
Трансенция (быстротечность) – это новый темп повседневной жизни, результатом которого является чувство непостоянства. Увеличивается количество и уменьшается продолжительность отношений человека с такими структурами, как вещи, места, люди, идеи и организации.
Рассмотрим их по очереди. В связи с быстротечностью отношений с вещами Тоффлер называет современный мир «обществом одноразовых стаканов». Оказывается, во время написания «Футурошока» были попытки продавать не только одноразовые стаканы, но и одноразовые бумажные подвенечные платья. Из чего можно сделать вывод, что человек не дорожит вещами. Научный прогресс дошел до такого уровня развития, что легче произвести новое готовое изделие, нежели исправить старое.
Интересен пример проекта передвижного университета («thinkbelt» английского архитектора Седрика Прайса), по которому классные комнаты должны были быть построены внутри железнодорожных вагонов и должны были маневрировать на всей протяженности четырехмильного студенческого городка. Такие проекты кажутся утопическими и ненужными, и сейчас, 40 лет спустя, мы видим, что они так и не были воплощены.
Тоффлер также предсказывает развитие аренды в будущем: от проката коровы и драгоценностей до проката рубашки. Во времена автора книги такое положение вещей действительно имело место, но теперь это большей частью ушло в прошлое. Но, несмотря на это, нельзя отвергать быстротечность наших отношений с вещами: сейчас многие вещи делаются из легко-перерабатываемых материалов, чтобы после использования их можно было переработать, компании постоянно совершенствуют свои модели, даже предлагая обменять на них старые. К чему это ведет? Автор расскажет об этом в следующей части книги, к которой мы перейдем позже. А пока рассмотрим трансенцию смены мест.
В 1914 году обычный американец преодолевал 1640 миль в год, теперь же он преодолевает 10000 миль в год. Автор рассматривает влияние на это появления автомобиля. Тоффлер затрагивает проблему увеличения темпов внутренней и внешней миграции населения. Людям становится все легче менять место жительства, переезжать из города в город. Тесно связана с этим и проблема быстротечности взаимоотношений между людьми. Человек встречает в день столько людей, сколько раньше сельские жители встречали за год, поэтому просто невозможно глубоко вникать во все стороны их жизни.
Поэтому автор рассматривает теорию «модульного человека». Каждого человека можно представить как совокупность модулей, и в современном мире мы не должны вникать во все из них, мы пользуемся только теми, которые нужны нам в данный момент (например, в ситуации покупатель-продавец нас не интересуют хобби последнего).
В качестве примеров из современной жизни, чтобы показать, что теория Тоффлера работает и сейчас, можно привести метро, где просто физически невозможно даже поговорить со всеми, и социальные сети, где общение одновременно с десятками «друзей» возможно, но оставляет человека уставшим и информационно перегруженным.
Под быстротечностью управления автор подразумевает смену бюрократии на спецнократию – систему гибких, постоянно самообновляющихся организаций. Фирмы постоянно объединяются и делятся, люди постоянно меняют место работы (а сейчас даже и профессию, вспомним получение второго и третьего высшего образования, постоянное повышение квалификации), появляются временные/проектные организации (сейчас их большое количество, и они называются сетевыми/виртуальными организациями), а существующие организации постоянно меняют структуру (НАСА является сегодня одним из самых ярких примеров гибких структур), происходит крах иерархии – рабочим предоставляется больше инициативы, делегируются полномочия (сейчас это является одним из приоритетных направлений в современном менеджменте). Бюрократия превращается не в идеальную систему управления по Максу Веберу, а начинает сама себя изживать. Необходим отказ от нее в пользу супериндустриальной системы управления.
О быстротечности информации сейчас много говорят здесь с Тоффлером согласится каждый. Это в первую очередь увеличение объема информации. Приводятся интересные данные: когда в современном мире человеку исполняется 50 лет, количество знаний в мире увеличивается с его рождения в 32 раза. Увеличивается число бестселлеров, фильмов, музыки. Растет информационная емкость сообщений, например, в рекламных роликах, в которые компании пытаются передать максимальное количество информации максимально точными емкими фразами. Ускоряется даже темп, в котором музыканты играют произведения Моцарта. Возрастает количество новых слов. Множится число течений в искусстве (поп-арт, кинетик-арт и другие, большинство из которых продержались не более 5 лет). От себя можно привести в пример то, что школьная и университетская программы становятся существенно обширнее (так многое из того, что раньше проходилось только в университетах, сейчас проходят в школах, а университетская программа ушла еще дальше), то что поток информации окружает нас везде – в газетах, в рекламе в метро, по телевидению, по радио, в Интернете и т.п.
Новшества
Далее, автор переходит к проблеме новшеств, которые ожидают нас в будущем, и которые являются второй составляющей футурошока. Во-первых большинство новшеств появляется в научной сфере. Тоффлер развивает идею о том, что они могут привести к созданию в будущем аквацивилизации. Люди будут жить под водой, выращивать аквакультуры, возможно даже вживление специальных мембран, с помощью которых человек может полностью адаптироваться к жизни под водой (вспомним известный фантастический роман А. Беляева «Человек-амфибия»). Люди будут приручать дельфинов, которые будут помогать им.
Другое новшество в науке – проектирование человеческого тела. Выращивание искусственных органов (сейчас оно развивается высокими темпами, но пока слишком дорого для повсеместного применения). «Выращивание двойников» (в современном мире – клонирование): автор предсказывает клонирование человека.
Тоффлер предсказывает массовую пересадку органов (что сейчас называется трансплантацией), но его беспокоит возможные убийства пациентов для изъятия этих органов (сейчас уже известно множество случаев «оборотней в халатах»).
Автор прогнозирует сращивание человека с компьютером (уже сейчас проводятся эксперименты по вживлению чипов, есть ученые, которые испробовали их на себе), а также отделение мозга от тела для его более продуктивной работы. Но Тоффлер предупреждает, что нужен максимальный контроль над этими новшествами, и здесь уместно будет привести интересный пример из его книги:
Это порождает массу забавных, полусерьезных проблем взаимоотношений людей и машин. В главную Мидвестскую больницу недавно в середине ночи поступил пациент в очень тяжелом состоянии. Он сильно икал по 60 раз в минуту. Пациент, как оказалось, был владельцем пейсмекера. Ординатор понял, что произошло: провод пейсмекера, вместо того чтобы стимулировать сердце, высвободился и застрял в диафрагме. Эти электрические толчки были причиной икоты. Быстро действуя, ординатор ввел иглу в грудную клетку пациента около пейсмекера, зацепил провод иглой и заземлил его. Икота прекратилась, что дало возможность врачам переместить неправильно расположенный провод. Предвкушение завтрашней медицины?
Во-вторых, происходит рост числа новшеств и в экономике. В будущем будет происходить ее психологизация, ее превращение в «индустрию опыта», где будут удовлетворяться психологические потребности людей: в красоте, престижу, индивидуальности, восхищении. Сейчас «индустрия опыта» набирает обороты; что было лишь догадками Тоффлера сейчас уже существует.
«Поддельная окружающая среда, которая будет предлагать потребителю приключения, опасность и другие удовольствия без риска для реальной жизни» — сейчас это ролевые игры. Однако, прежде чем переходить к новой экономике, необходимо повысить до продвинутого уровня экономики неразвитых стран и регионов.
В-третьих, происходит увеличение новшеств в семье. Ломаются ее традиционные формы, на смену приходят другие: коммуны (в т.ч. с помощью «теле-связи» — сейчас это Интернет), гомосексуальные семьи (сейчас они уже существуют, даже в такой стране с давними традициями, как Великобритания – брак певца сэра Элтона Джона и дизайнера Дэвида Ферниша в 2005 году), полигамные семьи (например, сейчас это некоторые секты, в частности, мормоны). Традиционные семьи все-таки останутся, но изменятся формы брака. «Мы можем ожидать открытого одобрения временных браков,» — пишет Тоффлер. Сейчас они уже одобрены.
Другая форма – пробные браки молодежи на несколько месяцев как репетиция взрослой жизни. Последовательные браки, в которых люди женятся не по любви, а по расчету, причем в прямом смысле, сопоставляя уровень успешности супруга со своим, чтобы они были равны; когда этот уровень у одного из супругов изменяется, они разводятся для заключения следующего брака. Что касается детей, то не только воспитывать, но и рожать их будут другие (что уже практикуется — суррогатное материнство). Родителям можно будет покупать эмбрионы, с заранее запрограммированными параметрами, которые можно будет выбирать. Все это кажется невозможным, но так как многое уже сбывается, то вполне можно ожидать и этих новшеств.
Разнообразие
Третьим элементом футурошока является разнообразие (сверхвыбор). Он является следствием большого количества новшеств, которые затрудняют принятие решений человеком, но ведут к концу стандартизации. В будущем, по словам Тоффлера, будет огромное разнообразие во всем: спецкурсах в школах и вузах, в искусстве, в источниках информации.
Тоффлер конкретно говорит, что обычные университеты будут заменены «пара-университетами», где будет огромное разнообразие дисциплин на выбор – от сморгасбординга (партизанской тактики) до дзен-буддизма. Эта модель в некотором смысле уже создана в западных университетах, хотя и не с таким размахом разнообразия и свободы выбора.
Особо подробно автор рассматривает разнообразие субкультур («субкультурный взрыв», который включает в себя дробление существующих субкультур на более мелкие, чтобы как можно точнее удовлетворять индивидуальность каждого человека), а также разнообразие жизненных стилей. Тоффлер рассматривает интересные особенности субкультур серфингистов, хиппи, «бритоголовых», их еще больше измельчение, которое приводит к «созданию индивидуалов, а не роботов».
В физическом измерении последствиями футурошока являются болезни. Автор приводит в пример ряд интересных экспериментов. Один из них – эксперимент Холмса и Рейха, в результате которого они получили поразительные результаты связи изменений в жизни человека и его болезней. Люди, в чьей жизни произошли крупные изменения, были более других склонны заболеть и даже умереть в последующий год. С этим невозможно не согласиться, так как многие из нас знают это по собственному опыту.
В психическом измерении чрезмерная стимуляция приводит к сбою на сенсорном уровне (культурный шок), на когнитивном уровне (информационные перегрузки) и на разрешающем уровне (стресс принятия решений).
Первый из них, культурный шок, представляет собой чувство потери, изоляции, одиночества, апатии, усталости (вспомним массовый характер депрессий в современном обществе). Он является результатом перестимулирования нервной системы, путем резкой смены элементов окружения, в частности, света, звука (из этого можно сделать вывод о вреде современных ночных клубов).
Второй, информационная перегрузка, ослабляет способность думать и является результатом увеличения количества информации и скорости ее ввода. Мы же сегодня ежедневно подвергаемся непрерывной «информационной бомбежке».
И, наконец, третий, стресс принятия решений, является результатом сверхвыбора, о котором мы уже говорили, и представляет собой нежелание их принимать вообще (приводится интересный пример женщины, уставшей после рабочего дня и нежелающей самой выбирать из меню в ресторане).
Тоффлер говорит о том, что стратегии, которые применяют люди для выживания в условиях футурошока абсолютно неэффективны. Открытое отрицание, либо специализм (постоянное совершенствование, чтобы успеть за изменениями, но только в одной узкой отрасли), либо возврат к привычным, но устаревшим адаптивным приемам не помогают. Создается впечатление, что «весь мир сошел с ума». В связи с этим необходимо разрабатывать новые стратегии. Для начала Тоффлер предлагает свои.
Свежие комментарии