Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Вы хотите запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Последние комментарии

Валерий Столяров
Дмитрий Подшивалов
" дебилы, блядь." ...
Дмитрий Подшивалов Американцы надолго запомнили тот день
Александр Левагин
А за державу доселе обидно.......
Александр Левагин Красный Шайтан: когда кино позавидует жизни
Sergey Fedorov
Александр
Чукчи против эскимосов: история противостояния
22 окт, 10:57
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Яндекс.Метрика
Популярное
Карибский кризис: 56 лет назад США и СССР могли прекратить своё существование. Андрей Бабицкий

Карибский кризис: 56 лет назад США и СССР могли прекратить своё существование. Андрей Бабицкий

Всем хорошо известно, что история не знает сослагательного наклонения. Это утверждение основано на уверенности в том, что поворотные моменты в истории, буд

23 окт, 09:46
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Рубеж доблести старшего лейтенанта Смирнова

Рубеж доблести старшего лейтенанта Смирнова

Немцы стреляли по траншее прямой наводкой. Но молодой комбат не покинул свой наблюдательный пункт — с биноклем и телефонной трубкой в руках он управлял огнём артил

23 окт, 09:44
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как наш летчик НАТОвцам нервы потрепал да еще и «Ориону» винты снес

Как наш летчик НАТОвцам нервы потрепал да еще и «Ориону» винты снес

Во все времена на Руси, в СССР, в России хватало бесстрашных горячих голов, которые при этом были еще и мастерами своего дела. К этой категории я, безусловно,

23 окт, 09:39
-1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Американцы надолго запомнили тот день

Американцы надолго запомнили тот день

Дело было, во времена холодной войны между СССР и США. На африканском континенте, часто вспыхивали Гражданские войны. И зачастую одну сторону поддерживали

22 окт, 22:31
+2 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Эрик Ян Гануссен: за что гестапо казнило «личного пророка фюрера»

Эрик Ян Гануссен: за что гестапо казнило «личного пророка фюрера»

Эрик Ян Гануссен – одна из самых загадочных фигур в истории Третьего Рейха. Одни считают его провидцем, другие - шарлатаном… Впрочем, за близос

22 окт, 11:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ВХОД НА САЙТ

Адмирал Макаров. Гений русского флота

развернуть

31 марта (13 апреля) 1904 года, 114 лет назад, погиб адмирал Степан Макаров. Россия знала много талантливых флотоводцев, побеждавших врага в морских сражениях, но Макаров был не просто героическим офицером, а блестящим теоретиком – новатором, во многом опережавшим свое время.

Адмирал Макаров. Гений русского флота



Степан Осипович Макаров был потомственным морским офицером. Его отец Осип Фёдорович Макарова (1813-1878) служил в Николаеве, а затем в Николаевске-на-Амуре. Степан Осипович родился в 1849 году в Николаеве и, как и его отец, избрал для себя карьеру морского офицера. В 1865 году Степан Макаров окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре, где готовили кадры для Корпуса флотских штурманов.

После окончания училища 16-летнего унтер-офицера назначили на корвет «Варяг», которым командовал капитан 2-го ранга Роберт Александрович Лунд – выдающийся человек, мореплаватель и участник кругосветного путешествия. Командир отозвался о юном Макарове как об очень перспективном моряке, демонстрировавшем прекрасные успехи в морском искусстве. Два года прослужил Макаров на корветах – сначала на корвете «Варяг», затем на корвете «Аскольд», которым командовал капитан-лейтенант Петр Иванович Полозов. В 1867 г. его произвели в гардемарины Морского кадетского корпуса и только в 1869 году присвоили первое офицерское звание мичмана российского флота. Уже в то время молодой мичман не просто нес службу, как большинство других морских офицеров, а стремился совмещать ее с научно-исследовательской работой.

Броненосная лодка «Русалка», на которую получил назначение Макаров, представляла собой новый для России того времени тип кораблей береговой обороны. Во-первых, корпус «Русалки» был бронирован, а во-вторых орудия главного калибра были размещены во вращающейся башне. Когда корабль следовал по узким шхерам, он столкнулся с подводным камнем. На корабль попало большое количество воды, после чего командир решил посадить «Русалку» на мель и приступить к водолазным работам. Молодого штурмана очень заинтересовали причины затопления «Русалки» и вскоре в «Морском сборнике» появилась статья мичмана Степана Макарова «Броненсоная лодка «Русалка». Исследования плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества». В ней мичман предложил свое видение решения проблемы в детальных рекомендациях, которые получили одобрение в российском Морском министерстве. Суть предложений мичмана Макарова сводилась к разделению корабля непроницаемыми перегородками, что позволило бы сохранить его плавучесть даже в случае затопления отдельных отсеков судна. Кроме того, с помощью стационарной системы откачки воды экипаж получал возможность максимально быстро удалять воду, которая проникала на корабль через поврежденный корпус.

Дальнейшая служба Макарова была связана с многочисленными войнами, которые вела Российская империя. Молодой офицер, будучи неплохим командиром, не забывал о технических новшествах. Когда во время русско-турецкой войны Морское министерство мобилизовало для военных нужд гражданские пароходы, один из них – «Великий князь Константин» - получил под свое командование лейтенант Макаров. Он произвел масштабное переоборудование судна, превратив его в базу для минных катеров. Именно пароход «Великий князь Константин» после начала войны первым вышел для выполнения боевых задач в Черное море. Во время боевых действий в декабре 1877 – январе 1878 гг. в районе Батума Макаров успешно использовал преимущества парохода, в том числе и минные катера, впервые применив самодвижущиеся мины – торпеды.

В 1880-1881 гг. Россия предприняла знаменитую Ахал-текинскую экспедицию с целью покорения воинственного туркменского племени текинцев. Основную роль в Ахал-текинской экспедиции играли сухопутные войска, но нашлись боевые задачи и для флота. Корабли осуществляли снабжение русских войск в Туркмении, перевозя грузы из Астрахани в Красноводск. Служил на Каспийском море в это время и Макаров. Он даже удостоился чести обменяться георгиевскими крестами с генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым, командовавшим русскими войсками в Ахал-текинской экспедиции. Участие в русско-турецкой войне, в Ахал-текинской экспедиции, технические изобретения позволили Макарову сделать быструю карьеру. В 1881-1882 гг. он командовал пароходом «Тамань», а в 1885 – фрегатом «Князь Пожарский», затем в 1886-1889 гг. командовал корветом «Витязь», совершив кругосветное плавание.

Адмирал Макаров. Гений русского флота



Участие Макарова в кругосветном плавании – еще одна замечательная страница жизни легендарного моряка. В 1886 году 37-летний Макаров был капитаном 1-го ранга – очень неплохая для того времени морская карьера. Получив под командование корвет «Витязь», он повел его в кругосветное путешествие через Атлантический океан, затем обогнул Южную Америку и прибыл в Иокогаму, а далее, спустя почти год плавания, прибыл во Владивосток. Во время кругосветного путешествия экипажем корабля были осуществлены бесценные океанографические и другие исследования. Так, температура и удельный вес морской воды измерялись во время путешествия каждые четыре часа. Экипаж промерял глубины в разных частях океана, исследовал морские течения.

После кругосветного путешествия, во время которого Морское министерство получило огромный объем ценнейшей информации, авторитет капитана 1 ранга Макарова и на флоте, и в научной среде вознесся на небывалую высоту. Заслуги выдающегося офицера оценили по достоинству. Уже в 1890 году его произвели в контр-адмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского флота. Макарову был всего 41 год. Спустя год службы в должности младшего флагмана Балтфлота, Степана Макарова перевели на должность главного инспектора морской артиллерии. Это было очень серьезное назначение – артиллерия всегда играла ключевую роль в морских сражениях, а Макарову предстояло отвечать за боеспособность и повышение эффективности всей морской артиллерии российского флота. И он с этим заданием с честью справился, внеся и личный вклад в укрепление флотской артиллерии. Например, именно Степаном Макаровым были разработаны т.н. «макаровские колпачки» - наконечники для бронебойных снарядов, которые флот принял на вооружение уже после гибели адмирала. Прослужив около двух лет главным инспектором морской артиллерии, контр-адмирал Макаров в 1894 году принял командование эскадрой в Средиземном море, а в следующем году был во главе эскадры переведен на Тихий океан.

Адмирал Макаров. Гений русского флота



Отношения Российской империи с соседней Японией обострялись. «Страна Восходящего солнца» имела свои далеко идущие планы относительно тихоокеанского побережья Китая и Кореи, которые рассматривала в качестве своей потенциальной сферы влияния и Российская империя. Поскольку Макаров был прекрасно знаком с военно-политической ситуацией на Тихом океане, он настаивал на необходимости укрепления российских военно-морских сил в этом регионе. Еще за десять лет до начала русско-японской войны контр-адмирал Макаров прекрасно понимал, что рано или поздно Российская и Японская империи вступят в стадию прямой военной конфронтации, и считал, что флот России должен к неминуемой войне очень хорошо подготовиться. По мнению Макарова, японские военно-морские силы не стоило недооценивать. Адмирал хорошо понимал, что Япония стремится к модернизации своих вооруженных сил и флота в первую очередь, поэтому Россия не должна игнорировать тихоокеанское направление, занимаясь лишь развитием Балтийского и Черноморского флотов.

Однако, проконтролировать собственноручно ситуацию с развитием флота на Тихом океане Макарову не удалось. В 1896 году его вновь перевели в Европейскую часть России – на Балтийское море, где Макаров был назначен командующим Практической эскадрой Балтийского флота, а в 1899 году получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта и губернатора Кронштадта. Это была, прежде всего, административная должность, но и с такой работой адмирал прекрасно справлялся, не забывая о научных исследованиях. В 1896 году Степану Макарову было присвоено звание вице-адмирала флота.

Еще в 1895 году адмирал Макаров разработал русскую семафорную азбуку, которая вплоть до настоящего времени применяется на флоте. Азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Каждой букве или условному знаку в семафорной азбуке соответствует определенное положение рук с флажками, а семафорное сообщение, соответственно, включает в себя слова, составляемые из букв, обозначаемых положениями рук с флажками. Лишь в 2011 г. семафорная азбука была исключена из учебных программ подготовки младших специалистов связи ВМФ России.

Примечательно, что именно адмирал Макаров стал одним из наиболее горячих сторонников развития Северного морского пути, о котором передовые умы русского флота говорили все чаще и чаще.

Путешественник и флотоводец, Степан Макаров понимал, что именно обход через северные моря является наиболее быстрым и наиболее безопасным с военно-политической точки зрения морским путем с Балтийского моря на Тихий океан. Однако, для открытия Северного морского пути требовались особые условия в прохождении кораблей сквозь льды, и Макаров приступил к активной разработке теории ледокольных судов. Он принимал самое активное участие в руководстве строительством ледокола «Ермак», а в 1901 году, находясь на этом ледоколе, совершил экспедицию на острова Земли Франца-Иосифа.

В должности главного командира Кронштадтского порта вице-адмирал Макаров прослужил более четырех лет – до февраля 1904 года. В начале февраля он составил аналитическую записку, в которой подчеркивал, что через несколько дней Япония начнет войну против Российской империи. Как оказалось, вице-адмирал действительно был прав. 27 января (9 февраля) 1904 года началась Русско-японская война. Морское министерство сразу же вспомнило о «гении русского флота» - вице-адмирале Степане Макарове, командовавшем Кронштадтским портом. Как ценнейшего специалиста, его перевели на Дальний Восток - 1 (14) февраля 1904 года вице-адмирал Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. 24 февраля (8 марта) 1904 года он прибыл в Порт-Артур – на одну из главных баз русского флота на Тихом океане.

Степан Макаров буквально вдохнул новую жизнь в русские экипажи, дислоцировавшиеся в Порт-Артуре. Он сразу же приступил к организации регулярной боевой подготовки экипажей – начали проводиться учебные выходы в море, маневрирование и стрельбы, постановка мин, траление мин. Степан Макаров сумел убедить русских морских офицеров и матросов в возможности победы над японским флотом, хотя прежде в экипажах господствовали достаточно пессимистичные настроения. Два раза флот под командованием Макарова предотвращал попытки японского адмирала Того блокировать русские корабли на внешнем рейде и начать блокаду Порт-Артура. Вице-адмирал требовал от Морского министерства прислать по железной дороге в Порт-Артур 8 миноносцев и 40 миноносок в разобранном виде, но руководство министерства так и не удовлетворило требования адмирала. Флагманским кораблем вице-адмирала Макарова стал броненосец «Петропавловск», на котором Степан Макаров лично участвовал в боевых действиях.

Адмирал Макаров. Гений русского флота



30 марта 1904 года вице-адмирал Макаров выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а утром 31 марта узнал, что миноносец «Страшный» вступил в неравное сражение с японскими кораблями.
Командующий выслал на помощь «Страшному» крейсер «Баян», а затем решил отправиться на помощь миноносцу и сам. Командующий эскадрой вышел в море на флагманском броненосце «Петропавловск» и сумел отогнать японские корабли, но вскоре столкнулся с главными силами японского флота. Уходя от превосходящего по силам противника, броненосец «Петропавловск» повернул в сторону Порт-Артурской гавани, но в двух с половиной милях от берега флагманский корабль подорвался на якорной мине. От взрыва мины детонировал боезапас в носовом артиллерийском погребе. Броненосец «Петропавловск» затонул. С других кораблей, экипажи которых наблюдали взрыв «Петропавловска», спустили спасательные шлюпки. Удалось подобрать 80 человек, среди которых были командир «Петропавловска» капитан 1-го ранга Николай Матвеевич Яковлев и начальник военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане капитан 2-го ранга Великий князь Кирилл Владимирович (двоюродный брат императора Николая II). Но вице-адмирала Степана Макарова не нашли – он пропал без вести. Гениальный русский флотоводец погиб вместе с 10 штабными офицерами, 17 или 18 корабельными офицерами и 650 или 652 матросами броненосца «Петропавловск». Трагическая гибель 55-летнего вице-адмирала Макарова, который мог еще долго служить России и внести еще больший вклад в развитие русского флота, стала колоссальной потерей для страны.
Имя Степана Осиповича Макарова золотыми буквами вписано в историю русского флота, в его честь названы учебные заведения морского флота – и военные (Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке), и гражданские (Государственный университет морского и речного флота и Санкт-Петербургский колледж государственного университета морского и речного флота в Санкт-Петербурге), улицы российских городов, корабли. В ряде городов страны в память об адмирале Макарове поставлены памятники.

Автор: Илья Полонский


Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовано 10.08.2018 в 21:32
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Юрий Лейкин
Юрий Лейкин 12 августа, в 17:52 Среди основателей морских династий в императорской России были и лица не дворянского происхождения. Правда, в отличие от русской армии, такие люди в российском флоте были редким исключением. Таким исключением был отец знаменитого адмирала С. О. Макарова Осип (Иосиф) Федорович Макаров (1813–1889).
Его отец, штабс-капитан Иосиф Фёдорович Макаров был «из солдатских детей», то есть был кантонистом     и 30 апреля 1831 г. был зачислен на службу матросом в Учебный флотский экипаж...
 В 35 лет он получил первый офицерский чин прапорщика, через девять лет 44 летний Иосиф Макаров  был произведён в поручики и вместе со всеми своими потомками был возведён в потомственное дворянство.
  Российские авторы называют Макарова выдающимся флотоводцем,  но это неверно. Макарову не выпало судьбой командовать флотами в сражениях. Впрочем, российские историки величают выдающимися флотоводцами и других адмиралов, не давших в жизни ни одного морского сражения и бывших несравненно менее значительными фигурами, чем гениальный Макаров, Николая Эссена, командовавшего Балтийским флотом во время Первой мировой войны и Николая Кузнецова, возглавлявшего советский военно-морской флот в Великую Отечественную войну. Эта завышенность оценок происходит от того, что русский флот после  Синопского сражения, блистательно выигранного им в 1853 году под командованием последнего по времени выдающегося русского флотоводца Павла Нахимова, вплоть  до наших дней не выиграл ни крупного одного сражения и вообще дал всего несколько значительных битв, все они окончились его  поражениями. Как пренебрежительно говорил о русском флоте великий сухопутный военоначальник Георгий Жуков, Россия начинала каждую из её войн с того, что топила свой флот. (Об этом с глубокой обидой вспоминает Николай Кузнецов). Но военная честь России требует того, чтобы у неё тоже были выдающиеся флотоводцы, вот они и появляются у российских авторов.
  В отличие от Эссена и Кузнецова, Степан Макаров остался во всемирной  истории морских войн, но не как флотоводец, а как выдающийся боевой командир-инноватор. Командуя минным транспортом "Великий Князь Константин" во время войны с Турцией, в 1878 году он провёл первую  в истории успешную торпедную атаку, потопив канонерскую лодку "Интибах" на Батумском рейде.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook

Комментарии к фото

Вадим Мисюк
это кто? Дарвин?
Вадим Мисюк Обезьяночеловек
И тут не скажу Не скажу
Кретин.
И тут не скажу Не скажу Обезьяночеловек
александр фадеев
Ого го детёныши уже с бивнями слонов ... смешно...
александр фадеев мамонты
Alexey Guskov
Не уверен, скорее это где-то под Рiвне...
Alexey Guskov Дети учатся стрелять
Геннадий Колесник
Ты просто идиот.
Геннадий Колесник Обезьяночеловек
Аriy7777
ты сам ушлёпок и параноик . оставь в покое Чудинова . ты ещё не дорос до его понимания .
Аriy7777 Битва викингов за Асгард
Евгений не важно
твоя харя похожа на залупу, ну так и что?
Евгений не важно Обезьяночеловек
LEV ZHAVORONKOV
Не с Арарата ли?
LEV ZHAVORONKOV Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Всегда пожалуйста!
Виген Егиазарян Обезьяночеловек
Виген Егиазарян

---=новое на сайте=---

Карибский кризис: 56 лет наз…

Карибский кризис: 56 лет назад США и СССР могли прекратить своё существование. Андрей Бабицкий

23 окт, 09:46
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Рубеж доблести старшего лейт…

Рубеж доблести старшего лейтенанта Смирнова

23 окт, 09:44
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как наш летчик НАТОвцам нерв…

Как наш летчик НАТОвцам нервы потрепал да еще и «Ориону» винты снес

23 окт, 09:39
-1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Американцы надолго запомнили…

Американцы надолго запомнили тот день

22 окт, 22:31
+2 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Эрик Ян Гануссен: за что гес…

Эрик Ян Гануссен: за что гестапо казнило «личного пророка фюрера»

22 окт, 11:00
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Запорожская Сечь: зачем её л…

Запорожская Сечь: зачем её ликвидировала Екатерина II

22 окт, 10:59
-1 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Штрафные батальоны СС: кто в…

Штрафные батальоны СС: кто в них воевал

22 окт, 10:58
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
На какие княжества распалась…

На какие княжества распалась Киевская Русь

22 окт, 10:58
+3 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Чукчи против эскимосов: исто…

Чукчи против эскимосов: история противостояния

22 окт, 10:57
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Красный Шайтан: когда кино п…

Красный Шайтан: когда кино позавидует жизни

21 окт, 22:40
+19 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Ипотека РФ против кооперативов СССР

Ипотека РФ против кооперативов СССР

21 окт, 22:34
+11 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
День памяти Муаммара Каддафи…

День памяти Муаммара Каддафи и уроки истории

21 окт, 11:33
+17 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Кровавый вождь

Кровавый вождь

21 окт, 11:31
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Деревянное чудо Победы. Как …

Деревянное чудо Победы. Как советские ВВС победили Лютваффе

21 окт, 11:27
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
СССР.Наши детские воспоминания

СССР.Наши детские воспоминания

21 окт, 11:26
+2 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«За форсирование такой реки,…

«За форсирование такой реки, как Днепр... представлять к присвоению звания Героя»

21 окт, 10:35
+14 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Минобороны раскрыло цены на …

Минобороны раскрыло цены на танки Т-34 во время Великой Отечественной войны

21 окт, 10:27
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Солёная вода для товарища Сталина

Солёная вода для товарища Сталина

20 окт, 23:39
+3 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0