На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Керосин кончается, а Россия – нет. Побег из талибского плена

16 августа 1996 года, ровно 22 года назад, российский экипаж грузового самолета Ил-76 совершил почти невероятное – на собственном самолете летчикам удалось бежать из талибского плена. Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Ил-76ТД борт RA-76842 за 4 месяца до захвата.

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД борт RA-76842 с 7 членами экипажа на борту, по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания)—Кабул (Баграм, Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов.

Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем (или двумя) МиГ-21 движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза.

Экипаж состоял из семи человек под руководством командира воздушного судна Владимира Шарпатова.

Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами. Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь.

Плененный экипаж. Слева направо: Газинур Хайруллин – второй пилот (в белом), Асхат Аббязов – бортинженер (за ним), Юрий Вшивцев – бортрадист, Сергей Бутузов – инженер, Виктор Рязанов – инженер (в синем), Владимир Шарпатов. На снимке нет Александра Здора, штурмана, он фотографировал.

Дневник Владимира Шарпатова

Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания.

План побега

За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии. 16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте — через Иран в Объединённые Арабские Эмираты. При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ). В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань. 22 августа 1996 года был подписан указ о награждении экипажа борта RA-76842. Командиру экипажа Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Воссоединение с семьей

via

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх