На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Поляки вдарили по хохлам

 

Ровно 100 лет назад, 9 ноября 1918 года, пошел в бой первый польский танк. В те времена, когда на западе Европы еще гремели последние залпы мировой войны, на востоке уже начались разборки между наследниками только что распавшейся Австро-Венгерской империи. 2 ноября вспыхнули ожесточенные бои поляков с украинцами за Львов, а через неделю польские ополченцы выложили на стол свою козырную карту — самодельный танк «Кресовец» (Kresowiez — «пограничник»), сделанный в мастерских городского железнодорожного депо.

Этот трехколесный монстр был сооружен по проекту инженеров Вильгельма Люцке-Бирки и Витольда Аулиха. К сожалению, никакой документации по его постройке не сохранилось. Предположительно, его сделали на базе мотоплуга «Прага» К5 с четырехцилиндровым бензиновым мотором мощностью 32 л.с., либо — аналогичного «Прага Эксельсиора» с 40-сильным двигателем. Такие плуги выпускали в Чехии с 1913 года и до начала мировой войны успели сделать несколько десятков штук, после чего их производитель — завод «Эрсте Бохемише Машиненфабрик» перешел на выпуск военной продукции.

Один из плугов купил какой-то прогрессивный польский помещик, чье имение находилось неподалеку от Львова. Неизвестно, каким образом ему удалось сохранить машину в течение всех военных лет, несмотря на ожесточенные бои русских с австрийцами, шедшие в окрестностях города. А в 1918 году он, проникшись патриотическими чувствами, подарил ее польским повстанцам. Мотоплуг доставили в депо, находившееся под контролем поляков, и там смонтировали на нем бронекорпус, склепаннный из листов котельного железа толщиной 10 мм.

В амбразуре лобового листа и в двух боковых спонсонах установили три немецких станковых пулемета LMG-08 «Шпандау», обеспечивших «танку» круговой обстрел, а на крыше смонтировали обзорную командирскую броневую башенку. Экипаж состоял из пяти человек: командира, механика-водителя и трех пулеметчиков.

Украинцы благодаря своей агентуре заранее узнали о постройке поляками этого «уберваффе» и подготовились к его появлению, перекопав траншеями львовские улицы, по которым проходила линия противостояния. Из-за колесной схемы мотоплуга, предназначавшегося для движения по пашне, даже полуметровая канава являлась для него непреодолимым препятствием. Поэтому «Пограничник» существенной роли в боях не сыграл и использовался только как подвижная пулеметная точка для огневой поддержки наступающей пехоты.

Тем не менее, к 22-му ноября поляки захватили Львов (Лемберг), выбив из него украинских боевиков. А о дальнейшей судьбе первенца польского танкостроения ничего не известно. На заставке — «Кресовец», его создатели и члены экипажа.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх