На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Черные амазонки Дагомеи

Осенью 1861 года испанский миссионер Франческо Боргеро был любезно приглашен королем Дагомеи Глеле на военный парад. Под одобрительные крики аборигенов перед взором монарха, который восседал на троне, украшенном черепами врагов, мимо изумленного священника промаршировали вооруженные до зубов женщины. Отец Боргеро стал свидетелем торжественного шествия черных амазонок – женщин-воинов, костяка армии и главной боевой единицы африканского королевства Дагомея.

Мы уже как то рассматривали такую тему, как Амазонки: вымысел или реальность ? , но тут все таки чисто исторические сведения. Давайте вспомним об этой армии подробнее …

Не ищите Дагомею на современной карте – она исчезла. Теперь эти земли на побережье Гвинейского залива принадлежат Республике Бенин. Два века назад, во времена своего расцвета, Дагомея была военизированным государством с вымуштрованной армией, все устройство которого было направлено на захватнические войны. Европейцы называли ее то Черной Спартой, то Невольничьим Берегом.

Каждую весну воины Дагомеи отправлялись грабить соседей и захватывать рабов, часть которых продавали, а часть оставляли себе. Но несчастным пленникам могла быть уготована и более страшная судьба, чем отправка в Вест-Индию. В Дагомее практиковались человеческие жертвоприношения – ритуал, позже известный как культ вуду.

Королевство обогащалось благодаря работорговле. Львиная доля «черного дерева» поставлялась европейским работорговцам именно дагомейскими королями. До середины XIX века они ежегодно продавали, по некоторым оценкам, до 20 тысяч рабов. На вырученные деньги покупали спирт, табак, ткани и главное – огнестрельное оружие, с помощью которого можно было захватить еще больше рабов. В общем, это было деспотичное африканское государство, наживавшееся работорговлей.

Но все же Дагомея – особенная страна.

Дата основания Дагомеи – 1625 год – достаточно спорна. Некоторые историки считают, что возникновение дагомейской государственности следует относить к периоду между 1650 и 1680 годами, во время правления князя Уагбаджи. Именно при нем в обиходе входит название Дан-хоме – Дагомея. Откуда взялось оно? По одной версии, название страны переводится как «Чрево Даха (Дана)» или чрево змеи. По другой, один из военачальников при осаде города Канны дал обет принести в жертву своего короля по имени Дах, что он и сделал, обмакнув в его распоротое брюхо закладной камень города Абомея. Честно говоря, версия со змеей кажется более убедительной, учитывая культ священных питонов в Уиде. Но есть еще один вариант: «дан» — это жизненная энергия в мифологии фон и эве. Скорее всего, именно она имелась в виду. Правда, географ Лев Африканский (1491-1540 гг.) упоминает какое-то государство Даума в этих краях, но нет никаких доказательств того, что он подразумевал Дагомею.

В XVII веке главным городом региона была Аллада. В 1724 году дагомейцы его разрушили и убили всех жителей, что не помешало впоследствии объявить это место священным. Отныне главным городом становится Абомей. В 1725 году дагомейцы предпринимают успешный поход в сторону побережья и подчиняют королевство Айюду со столицей Сави (португальское «Ксавье») главным портом Фидой (Уидой). Название Айюда – португальское. Дагомейцы звали этот город Глеуэ. Уида стала символом скорби: отсюда в Америку ежегодно отправлялись десятки тысяч людей в трюмах кораблей. После обретения Бенином независимости на песчаном берегу, в самом конце «дороги рабов» был поставлен памятник – «Ворота невозвращения». Уида стала некоронованной столицей Невольничьего Берега, а Дагомея – его самым процветающим государством, затмив королевство Ашанти на западе и Эгбу на востоке, на земле йорубов.

Поскольку рабы были основой экспорта Дагомеи, постепенная отмена рабства стала причиной её ослабления уже начиная с начала XIX века. От Дагомеи отделились области Анло и Крепи, причем не без участия французов и немцев, чьи торговые фактории начинали преобразовываться в нечто большее. Порто-Ново стал французским протекторатом, хоть и управлялся формально одним из дагомейских «принцев». На севере область Махис со столицей в Савалу отвоевала полную независимость от Дагомеи. Из нигерийского Лагоса мутили воду англичане…

Что же представляла из себя Дагомея накануне своего падения?

В основе религии народа фон лежал культ предков. Этот культ был по сути государственной религией. Во дворе королевского дворца периодически отправлялся ритуал, целью которого было пополнение «обслуживающего персонала» умерших королей Дагомеи – людей умерщвляли с тем, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с «челядью» на тот свет отправлялся кто-то из знатного рода, чтобы служить «официальным послом умершего короля». Помимо этих повседневных обрядов проводилось массовое заклание жертв в дни похорон королей, которых хоронили тут же, на территории дворца. Жертвы должны были нести в руках связки ракушек каури и калебасы с брагой «тафией» в качестве «платы за переезд» в другой, лучший мир. «Простых людей» было положено хоронить под тем ложем, на котором они скончались. При этом хорошим тоном считалось перерезать горло ребенку и положить эту жертву вместе с усопшим. Впрочем, тела совсем простых и никому не нужных дагомейцев просто выбрасывались в степь или в лес на съедение диким зверям.

На побережье отправлялся другой культ, культ Змея, который персонифицировался в «священного питона». Храм «священного питона» и поныне существует в Уиде, как раз напротив католической церкви. Он не требовал человеческих жертвоприношений. Повседневно и повсеместно дагомейцы приносили менее драматичные жертвы; фетишизм по сию пору процветает в городах и селениях Бенина, и трудно пройти по их улочках, не наткнувшись ненароком на «священное дерево» или глиняный бугорок с глазками из ракушек каури – родовой фетиш живущей в соседнем доме семьи.

Впоследствии сонм дагомейских духов, божков и божеств оформился в культ Вуду (или водун), который более всего популярен и известен в американской обработке, произошедшей на землях Гаити и Бразилии. Вуду и Бенин стали почти синонимами. Действительно, «фестивали» Вуду проводятся каждые две недели в Уиде: собираются жрецы, режут кур, впадают в транс, воскрешают мертвецов (иногда). Культ Вуду практикуется также в Того и в Гане, но Бенин по праву считается его «прародиной».

Главой законодательной, исполнительной и вообще всей власти в Дагомее был «король». Ниже стояли «минган» (премьер-министр), два «мео» (вице-премьеры), а также их заместители. В Уиде короля представляли «наместники» из числа его самых преданных рабов – «йевогхан» и «агор». Подобно римским цезарям, король Дагомеи считался живым божеством, «Абомейским львом», «Братом леопарда» и т.д. Никто не мог лицезреть, как король принимает пищу, а донесения своих подданных он выслушивал как пастор в исповедальне – за отдельным пологом, недоступный взорам простых смертных. Удивительно, как ни у кого не возникало соблазна взять и подменить короля! Тем более, что считалось, будто бы вместе с королем царствует его «астральный двойник», король-дух, который и отдает основные распоряжения.

Король Беханзин с женами в изгнании.

Несмотря на то, что в Дагомее была одна королева, помимо этой официальной жены король мог содержать сколько угодно жен в своем гареме. При этом принцами крови становились только сыновья «официальной» королевы, а сыновьям неосновных жен доставались роли пажей или мелких дворянчиков, которые при этом должны были тщательно скрывать, кто их отец. В гареме было также своеобразное «разделение труда». Одна из жен поддерживала огонь в очагах, другая была хранительницей и «носительницей» королевской плевательницы. Но в основном жены короля занимались кухней, поэтому не стоит думать, что они целый день проводили в неге.

Но женщин в Дагомее использовали не только в качестве посудомоек, хранительниц плевательниц и наложниц. Подобно женскому батальону, охранявшему Зимний в тот злополучный вечер, дворец королей Дагомеи охраняли несколько сотен элегантно одетых девственниц-амазонок, готовых сложить головы за своего правителя. Эти дагомейские весталки, впрочем, не давали обета оставаться в девстве пожизненно и рубить головы мужикам. Они могли уйти со службы и завести семью. Я думаю, что они были даже завидными невестами, хотя вряд ли видавший виды гренадер в юбке мог бы стать хорошей и доброй женой; малейшая ссора с ней могла бы закончиться однозначно в её пользу.

В XIX веке личная гвардия короля, помимо «женского батальона», состояла примерно из двух тысяч стрелков, вооруженных кремневыми ружьями. В случае войны войско можно было быстро увеличить в шесть-семь раз. Для подчинения маленьких племенных союзов и микро-государств этого было достаточно, но недостаточно для противостояния с европейскими державами.

Для того, чтобы предотвратить их фатальное проникновение в Дагомею, была избрана оригинальная тактика – в стране не прокладывались дороги и не строились каналы, хотя для этого были все предпосылки. Да, европейцы дружили с Дагомеей. Сначала им нужны были рабы, затем – пальмовое масло, и если раньше военные экспедиции дагомейцев снаряжались в основном за «экспортными» рабами, то теперь – за рабами на плантации масличной пальмы. Интересно отметить, что побережье Дагомеи номинально находилось под протекторатом Португалии аж до 1886 года. В 1877 году англичане подтолкнули несколько дагомейских уездов к отделению и «добровольному» присоединению к Лагосу. Но настоящими хозяевами в стране становились французы. Французы появились в Дагомее еще в XVII веке и известно, что еще в 1670 году правитель Аллады отправил посла к Людовику XIV. Однако в следующем веке отношения с Францией пришли в упадок, и только в 1844 году в Уиде был открыт французский торговый дом фирмы «Режи & Фабр» с разрешения короля Гезо, деда последнего дагомейского короля Беханзина. В 1863 году племянник Гезо – принц Дасси – стал королем Порто-Ново под именем Тоффы. Он первым заключил договор с французами о протекторате. В 1868 и 1878 годах король Гле-Гле заключил договора с Францией уже от имени Дагомеи. Французы утвердились в Котону, Годоме и Абомее-Калаве, несмотря на тщетные протесты со стороны Португалии.

На французов точили зуб не только португальцы. Немцы, обосновавшиеся в 1884 году в Того с дипломатической помощью выдающегося немецкого путешественника и специалиста по Африке Густава Нахтигаля, мечтали вытеснить французов из Дагомеи. Когда в 1889 году Гле-Гле решил обложить иностранных коммерсантов в Котону и Уиде дополнительными налогами, Франция возмутилась, но Гле-Гле нашел неожиданных союзников в лице немцев и англичан. Для того, чтобы исправить ситуацию, Париж направил в Абомей своего посланника – лейтенанта Жана Байоля, губернатора Гвинеи (со столицей в Конакри). Прибыв в Котону, лейтенант отправил королю Гле-Гле свой жезл. По всей видимости, Гле-Гле намеревался увидеть не жезл, а шпагу в качестве смиренного подношения. Прием, который был оказан Байолю в Абомее, был не очень любезен. Лейтенанта продержали под стражей 36 дней, заставили подписать договор об отмене французского протектората над Котону (по сути, о возвращении Котону Дагомее), а под конец, для того, видимо, чтобы доставить незадачливому дипломату больше моральных страданий, вынудили присутствовать в качестве «почетного гостя» на церемонии человеческих жертвоприношений. Особенно усердствовал в глумлении над французским послом принц Кондо. Когда же наконец лейтенант Байоль выбрался из Абомея, он узнал, что спустя два дня по его отъезду Глее-Гле скончался. Королем стал принц Кондо под именем Беханзин…

Байоль поведал о своих мучениях своему руководству, и в 1890 году в Дагомею отправились две роты сенегальских стрелков и полурота габонских стрелков под началом Терильона. В общей сложности, «экспедиционный корпус» французов состоял из 320 человек. 20 февраля 1890 года они взяли Котону и провозгласили его французской территорией. 23 февраля, в день Советской Армии и Флота, дагомейская армия понесла еще одно поражение от французов. Однако уже 1 марта атака дагомейских амазонок-мужеистребительниц отбросила французов обратно к Котону. Французские торговцы в Уиде были частью убиты, частью закованы в кандалы и отправлены вглубь страны. Терильон потерял сорок человек убитыми и ранеными, а армия Беханзина насчитывала как минимум две тысячи стрелков. Пусть ружья у них были большей частью кремневые, но пуля – дура, сами понимаете, нас Суворов этому учил. Однако Беханзин повел себя странно. Он объявил, что не намерен отвоевывать Котону, а хочет захватить Порто-Ново и посчитаться со своим братом Тоффой. Французская канонерка «Изумруд» 28 марта пришла на помощь Тоффе. Она прошла вверх по реке Веме и расстреляла несколько дагомейских деревень. Уже в апреле французская эскадра у берегов Дагомеи насчитывает шесть кораблей, а сухопутный контингент – 895 человек. Решающая битва разворачивается у деревни Атиупа 18 апреля. Убиты 1500 дагомейцев и 8 французов. Армия дагомейцев рассредоточивается, собираясь с силами для последующей борьбы, но наступает сезон дождей и лихорадок. Не до войны. Новый командующий французским корпусом полковник Клипфель предлагает снова послать эскадру вверх по Веме и в одну кампанию захватить Абомей. Однако осуществление этого плана решено отложить.

Начинаются переговоры. Король Беханзин пытается задобрить французов. Он отпускает пленников из Абомея, и подобно Александру Ярославичу Невскому посылает с ними «звуковое письмо»: «На вас, бусурман французских, зла не держим. Дворян наших дагомейских из полону отпустите, города наши Котону и Порто-Ново верните, супостата Тоффу отдайте нам на суд». К Беханзину отправляют переговорщиков, но он уже занят войной с йорубами, и явно дает понять, что ему пока не до них. Только третий посланник, священник отец Доржер, добивается успеха, и 3 октября 1890 года в Уиде подписывается договор, по которому Беханзин обязывается уважать права французов на Порто-Ново и Котону. Более того, Франция обязала Беханзина прекратить человеческие жертвоприношения.

Дагомейские амазонки

Дагомейская война длилась с 4 июля 1892 года по 15 января 1894 года и включала в себя боевые действия между Францией и государством Дагомея африканского народа Фон. Французские войска полковника Альфреда Доддса вошли на территорию короля Беханзина. Эта война означала конец королевства Дагомея, которое было присоединено к французской колониальной империи.

В конце XIX века ведущие европейские державы, в первую очередь Франция и Великобритания, начали нешуточную гонку за колонизацию. Франция установила свою сферу влияния в Африке, особенно в современном Бенине. Это было королевство Дагомея, одно из главных государств Западной Африки. В 1851 году договор о дружбе был подписан между двумя странами, что позволило французам прийти и торговать, а также привезти миссионеров в королевство.

Тем не менее, в 1861 году небольшое прибрежное королевство Порто-Ново, зависящее от Дагомеи, подверглось нападению английских кораблей. Оно попросило и получило в 1863 году французскую защиту, от которой Дагомея отказалась. Кроме того, существовал другой спорный вопрос между королевством и французами по поводу порта Котону, который Франция хотела взять под свой контроль, в ответ на договор 1868 года, в то время как Дагомея осуществляла там обычное право.

В 1882 году король Порто-Ново, Тофа (взошел на трон в 1874 году) восстановил французский протекторат. Тем не менее, фонсы продолжали рейды на Порто-Ново. Отношения между Францией и Дагомеей ухудшились к марту 1889 года, когда полк амазонок Дагомеи напал на деревню под французским протекторатом на реке Веме.

1890 год был отмечен французской реакцией и войной между Францией и Порто-Ново, с одной стороны, и Дагомеей с другой. После сражений при Котону Дагомеи пришлось признать французский протекторат над Порто-Ново и уступить порт Котону Франции в обмен на ежегодную выплату в 20 тысяч франков (Уидский договор). Однако ни одна из сторон не верила в надежность этого мира и обе готовились к новой войне. После атак фонсов в долине реки Веме, житель Порто-Ново, Виктор Балло, был направлен для проведения расследования. Его корабль попал в засаду и был вынужден повернуть назад. Король Беханзин отказался извиниться, и Франция объявила войну Дагомеи.

Франция отправила Альфреда-Амеде Додса, полковника сенегальских морских пехотинцев, и 2164 человек легионеров, пехотинцев, инженеров и артиллеристов. Эти солдаты были оснащены новой штыковой винтовкой Лебеля, которая оказалась более эффективным оружием в ближнем бою. Королевство Порто-Ново, в свою очередь, предоставило 2600 перевозчиков. Фонсы Дагомеи обладали 4000-6000 винтовками Винчестера и винтовками Манлихера, купленными у немецких продавцов. Беханзин заставил также покупать пулеметы и орудия Круппа. Тем не менее, он не был уверен, что эти тяжелые вооружения будут использованы.

Амазонки охотятся на слона

Предания Дагомеи повествуют о гбето – мужественных охотницах на слонов, которых король стал брать во дворец в качестве телохранительниц. Но, возможно, это была вынужденная мера. Из-за постоянных войн мужское население королевства сильно уменьшилось, и в армию пришлось набирать женщин.

Физически крепких девочек со всей страны посылали во дворец в качестве дани королю. В гвардию отбирались лучшие из них. Осталось воспоминание Жана Байоля, французского морского офицера. В декабре 1889 года он наблюдал, как рекрут-подросток Наниска, «которая еще не убивала», прошла испытание: «Она приблизилась к молодому пленнику, сидевшему связанным, взмахнула своим длинным ножом, и голова юноши покатилась к ее ногам. Затем под рев толпы подняла страшный трофей для всеобщего обозрения и слизнула кровь жертвы с оружия».

У полка амазонок был полусвященный статус, имевший непосредственное отношение к культу вуду. Воительницы совершали кровавые жертвоприношения. Каждая носила на шее амулет, защищавший от врагов и злых духов, а дамы-офицеры щеголяли в рогатых шлемах. Амазонки были вооружены копьями, ножами для ближнего боя и длинными лезвиями на древке, которыми они отсекали головы и гениталии врагов. Позже к обычному вооружению добавились винтовки, а в конце XIX века король Беханзин закупил в Германии пушки и сформировал отряд женщин-артиллеристов.

Девушки не только сражались на поле брани и охраняли дворец. Из них получались отличные шпионки. Под видом бедных торговок, доступных женщин и нищенок они легко проникали на территорию врага и добывали нужную информацию. Кроме того, лазутчицы участвовали в репрессиях и приводили в исполнение приговоры. Карательный отряд состоял исключительно из женщин.

Амазонки служили опорой абсолютной власти королей Дагомеи. Монархи не опасались переворотов и бунтов, знали, что воительницы верны им буквально до самой смерти.

Пройдя боевое крещение, амазонка становилась королевской женой третьего ранга. Правда, звание супруги монарха было лишь формальностью – властитель не делил с ними постель. Но при этом ни один мужчина не имел права даже взглянуть на воительницу – жену короля. Путешественник сэр Ричард Фрэнсис Бертон, который посетил Дагомею в 1860 году, писал: «Когда амазонки выходили из дворца, перед ними шли рабыни и евнухи, ударяющие в гонг. Звук гонга призывал всех встречных мужчин отойти на определенное расстояние и смотреть в другую сторону. Неповиновение каралось смертью».

Женщины, ставшие воинами, всю свою нерастраченную энергию любви и материнства трансформировали в яростную храбрость на поле боя и готовность умереть за короля. Среди амазонок царила железная дисциплина и жесткая иерархия.

Однако родители охотно выбирали такую судьбу для дочерей. Жизнь дагомейской женщины была беспросветной, состоящей из унижения и тяжелой работы, а девушки-воины пользовались благами, недоступными остальным.

Каждой амазонке прислуживали личные рабы, в том числе евнухи из пленников. Воительниц кормили и одевали в униформу за государственный счет. Им было разрешено употребление алкоголя и табака. В свободное время они занимались совершенствованием боевого искусства и ритуальными танцами.

Женщины-воины были довольны своим положением в обществе. Одна из них на параде, где присутствовали европейцы, заявила: «Как кузнец кует железный прут и огонь меняет его образ, так и мы изменили нашу природу.

Мы уже не женщины, мы – мужчины». Амазонки, похоже, на самом деле считали себя мужчинами, если не физически, то по социальному статусу.

В сентябре 1892 года трехтысячный французский корпус, состоящий из частей артиллерии, морской пехоты, кавалерии и с участием Иностранного легиона, отправился на штурм столицы королевства. В 50 километрах от столичного города Абомей французы встретили яростный отпор. В рядах колониального войска возникло замешательство, ведь на хорошо вооруженных и обученных солдат с остервенением набросились… женщины.

Дивизионный генерал Альфред Амеде Доддс в своих мемуарах писал, что французские солдаты сначала были обескуражены: как воевать с дамами? Но когда на землю полетели отрубленные головы товарищей, стало понятно, что девицы с длинными ножами – отнюдь не мадемуазели из парижских предместий, а умелые и храбрые воины.

В ближнем бою им не было равных. Прорвавшись сквозь огонь ценой немыслимых жертв, черные амазонки ловко орудовали своими ножами, оставляя вокруг горы трупов. Казалось, что они не испытывают страха. Даже оставшись в одиночестве, воительница сражалась до тех пор, пока не падала бездыханной.

Французы были поражены мужеством и яростью амазонок. Однако, несмотря на мощное сопротивление, дагомейская армия не могла противостоять европейцам, имевшим более совершенное оружие.

Дивизионный генерал Альфред Амеде Доддс.

К середине августа они начали медленное продвижение к городу Абомей — столице Дагомеи. 19 сентября французская колонна двинулась к Догбе на берегу реки Веме, расположенному в 80 километрах в глубине Дагомеи. В пять часов утра фонсы осуществили нападение. После трех часов борьбы легионерам удалось восстановить положение, несмотря на массовые попытки врага подавить их. Армия Дагомеи отступила, потеряв 132 человека убитыми. Французы потеряли убитыми пять стрелков и двух офицеров (правда, включая командующего Фора). После гибели Фора батальон возглавил капитан Баттрео, а в Догбе были построены мост и форт, который назвали «Командующий Фора».

Французы продолжали свое наступление на север, пройдя около тридцати миль вверх по реке, после чего повернула на Абомей и была атакована 4 октября армией под командованием короля Беханзина. После нескольких часов рукопашного и штыкового боя, который выявил бесполезность дагомейских мачете против французских винтовок, фонсы были вынуждены отступить, потеряв около 200 воинов. Французы захватили в плен трех немцев, одного бельгийца и одного англичанина, которые сражались в рядах дагомейской армии, вечером пленные были расстреляны. Потери французов в битве при Абомейе составили 42 человека.

После победы французы возобновили свое движение в сторону столицы Дагомеи. Фонсы, в свою очередь, изменили тактику и усилили партизанские действия, чтобы замедлить продвижение колонны Доддса. Французы потратили почти месяц, чтобы подойти к столице Абомей. До 15 октября Легион потерял несколько лейтенантов, а также капитана Бальтро, который получил ранение. Стойкий противник не прогибался, конвой подвергался постоянным атакам.

Полковник Доддс входит в побежденный Абомей.

Решающее сражение войны состоялось 6 октября 1892 года в селе Адегон. Фонсы снова осуществили нападение, но в результате боя 503 фонских солдата были убиты, а знаменитый корпус амазонок Дагомеи был разбит. Потери корпуса амазонок были столь велики, что еще неделю они не участвовали в столкновениях, однако начиная с 15 октября принимали участие в каждой стычке. Это сражение явилось поворотным пунктом в умонастроениях дагомейцев: они смирились с тему, что войну выиграть не удастся. Французы в битве при Адегоне потеряли лишь шесть человек убитыми и 32 ранеными.

15 октября французы расположились бивуаком на расстоянии около тридцати километров от столицы, чтобы реорганизовать свои силы и дождаться подкрепления. Фонсам удалось блокировать их в деревне Акпа. Последовали ежедневные нападения со стороны солдат Беханзина и амазонок. Подкрепление к французам прибыло 20 октября в виде батальона под командованием офицера Одеуда. 26 октября французы прорвали линию обороны фонсов и возобновили движение.

Французские солдаты наблюдают за пожаром в Абомее — столице Дагомеи

Столкнувшись с потерями, фонсы вынуждены были освободить своих заключенных, а также рабов и включить их в состав своей армии. Со 2 по 4 ноября французские войска и фонсы столкнулись в нескольких сражениях. Беханзин и около 1500 человек пытались осуществить прямую атаку на французский лагерь 3 ноября, но были отбиты после четырех часов боя. На следующий день французы, пользуясь своим численным перевесом, захватили королевский дворец после целого дня битвы.

5 ноября король Беханзин направил миротворческую миссию французам. Миссия не удалась, и французские колонны, вошедшие в Кану 6 ноября, 16 ноября начали поход на Абомей. Город был покинут и подожжен фонсами. Несмотря на свою отвагу, Беханзин оставил столицу в пламени. С 18 ноября полковник Доддс оставил вооруженный гарнизон в столице и организовал разведку. Остальные колонны были направлены в Порто-Ново чтобы восстановиться и ждать подкрепления от метрополии.

Беханзин и остатки королевской армии бежали на север. Французы посадили на королевский трон брата Беханзина. Сам Беханзин, после безуспешных попыток воссоздания армии и организации сопротивления, 15 января 1894 года сдался французам и был сослан на Мартинику.

Память оживает на карнавале

В современном Бенине помнят об амазонках. На праздниках женщины наряжаются в одежду воинов и исполняют ритуальный танец, имитирующий сражение. Но это всего лишь карнавал, амазонки – в прошлом. В ноябре 1979 года в бенинской деревне Кинта в возрасте старше ста лет умерла женщина по имени Нави. Этнографы успели записать ее воспоминания о том, как она была воином, сражалась против французов, как пережила колониальные времена и дождалась свободы Дагомеи, теперешнего государства Бенин. Вероятно, Нави была последней чернокожей амазонкой

Вот тут целый ресурс посвященный этим воительницам: http://dahomey-amazons-history...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх