Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Вы хотите запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Последние комментарии

Владимир Тимощенков
Алексей Т.
Михаил Бутов
Юрий Слитинский
ИВАН БАЛАНДИН
Сражение в 1943 году под Прохоровкой: что там произошло
18 авг, 21:00
-32 34
Яндекс.Метрика
Популярное
Вклад Эстонцев В «Чистоту Арийской Расы»

Вклад Эстонцев В «Чистоту Арийской Расы»

В 1967 году в Пскове начался процесс над группой карателей, которые в годы войны проходили службу в эстонской особой роте — «Эстишезондеркомпани». Подразделени

21 авг, 09:29
+1 0
Сталинградская битва: забытые подвиги

Сталинградская битва: забытые подвиги

Защита Сталинграда – это история одного большого подвига сотен тысяч защитников города. Красноармейцы и ополченцы, железнодорожники, милиционеры и даже

20 авг, 21:54
+1 0
«38 снайперов» в Кизляре против боевиков Радуева : как это было

«38 снайперов» в Кизляре против боевиков Радуева : как это было

public domain 9 января 1996 г. отряд боевиков под командованием Салмана Радуева напал на родильное отделение и больницу города Кизляр. В захваченные

20 авг, 21:53
+3 0
Убийство на «Ждановской» в 1980 году: как началась война между МВД и КГБ

Убийство на «Ждановской» в 1980 году: как началась война между МВД и КГБ

26 декабря 1980 года на станции метро «Ждановская» (современное «Выхино») произошел инцидент. Заместитель начальника секретариата КГБ СССР, майор Госбе

20 авг, 21:52
0 0
«Голубая дивизия»: испанцы, которые воевали против СССР

«Голубая дивизия»: испанцы, которые воевали против СССР

Во Второй Мировой войне против Советского Союза сражались сотни тысяч солдат и офицеров из европейских стран-союзников гитлеровской Германии. Через исп

20 авг, 21:51
0 2
ВХОД НА САЙТ

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

развернуть

38 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском. В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор». Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Игроки *Пахтакора* Владимир Федоров и Михаил Ан

Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Эта авиакатастрофа стала одной из крупнейших в истории СССР

Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Памятник погибшим футболистам

Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Футбольный клуб *Пахтакор*, 1979

Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Памятный камень футбольного клуба *Пахтакор* в Ташкенте

Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Погибшие игроки *Пахтакора* Владимир Федоров и Михаил Ан

Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться… Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом…». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Могила экипажа самолета Ту-134А

После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:
Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».

38 лет со дня гибели футбольной команды «Пахтакор»

Памятник погибшим футболистам на месте трагедии

О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет, как и о многих других трагических страницах истории Страны Советов.


Источник →

Опубликовано 12.08.2017 в 14:24

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин 12 августа, в 19:53 Плять, при любом происшествии обязательно какой-нибудь кретин выдвинет конспирологическую версию. С самого начала было ясно, что столкнулись два самолёта - какое тут сбитие?
Вот обязательно надо лягнуть нашу "безалаберную" ПВО !
В какой запретный район тот Ту-134 залетел? В том районе в тот момент уймища самолётов шла на всех высотах. А один Ан-2, с которого и сообщили на землю о катастрофе - так сам еле увернуться от падающих обломков успел...
Пинал бы Базилевич свой мячик - у него это лучше получается, чем головой думать.
Текст скрыт развернуть
1
Сергей Потемкин
Сергей Потемкин Михаил Кузьмин 14 августа, в 13:25 Ему 80 лет. Не интересно уже пинать... Текст скрыт развернуть
0
Михаил Кузьмин
Михаил Кузьмин Сергей Потемкин 14 августа, в 13:45 Ну и счастья ему. Текст скрыт развернуть
0
Ирина Попова
Ирина Попова 14 августа, в 17:50 Это был лучший состав "Пахтакора"... это были любимцы всей УзССР... светлая память погибшим... Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4
Комментарии Facebook

Комментарии к фото

Евгений не важно
твоя харя похожа на залупу, ну так и что?
Евгений не важно Обезьяночеловек
LEV ZHAVORONKOV
Не с Арарата ли?
LEV ZHAVORONKOV Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Всегда пожалуйста!
Виген Егиазарян Обезьяночеловек
Света Усманова
Спасибо.
Света Усманова Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Света Усманова
Вот, еще раз спасибо. От этого объяснения я даже в шоке. Сколько же мы всего не знаем?!
Света Усманова Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Света Усманова
Олег Сергеев
Лев Светозаром, я думаю он похож на тебя, а не на Сталина.
Олег Сергеев Обезьяночеловек
Лев Светозаров
А мне кажется что он похож на Сталина - ну просто одно лицо!
https://youtu.be/hIQSnuJq0ZQ
Лев Светозаров Обезьяночеловек