На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Левитан - Легендарный голос эпохи СССР

Диктор Левитан  - Легендарный голос эпохи СССР.
«Я помню грозный этот голос
В те исторические дни.
Он был подобьем правды голой
И дымной танковой брони».
Из стихотворения Александра Городницкого «Юрий Левитан»

Юрий Левитан- советский диктор всесоюзного радио, Народный артист СССР   2 октября 1914 —4 августа 1983

Юрий Борисович Левитан родился (19 сентября) 2 октября 1914 года во Владимире, в простой семье - отец работал портным, а мать была домохозяйкой. Он мечтал стать артистом и пробовал поступать в кинотехникум в Москве, но не был принят. Так бы и вернулся он в родной город Владимир, не попадись ему на глаза объявление о наборе в группу радиодикторов.

Четкая дикция и магический тембр голоса Юрия произвели впечатление на приемную комиссию, в которой был знаменитый артист Василий Качалов. Так Юрий Левитан был зачислен в группу стажеров Радиокомитета, чтобы вскоре стать диктором № 1. Однажды его услышал Сталин - и пожелал, чтобы по радио текст его доклада на открывающемся XVII съезде партии прочитал именно Левитан…

За пятичасовое чтение доклада в микрофон с листа Юрий не сделал ни одной ошибки, ни разу не запнулся...На следующий день девятнадцатилетний юноша стал главным диктором Советского Союза и официальным голосом Кремля.

22 июня 1941 года именно Левитан произнес страшные слова о начале Великой Отечественной Войны. После этого он стал постоянным «голосом» Советского Информационного бюро и ежедневно докладывал народу о ходе военных действий.

После начала войны Левитан был эвакуирован в Свердловск. А Гитлер объявил ему отдельную войну, так как хотел заглушить «голос Советского Союза». Местонахождение Юрия Борисовича всегда было засекречено, сигнал ретранслировали несколькими станциями, чтобы нельзя было определить истинный источник эфира. В начале весны 1943 года Левитана перевозят в Куйбышев.

9 мая 1945 года никто иной, как Левитан объявил о капитуляции фашистской Германии и Победе Советского Союза.

После войны Юрий Борисович стал официальным диктором правительства СССР. Он комментировал парады и съезды народных депутатов, вел репортажи из Кремля и с Красной Площади. На Всесоюзном радио вел передачу «Говорят и пишут ветераны». Также он работал и на телевидении - принимал участие в озвучивании фильмов, в 1965-1983 годах читал текст в телепередаче «Минута молчания».

Народный артист СССР и Заслуженный артист РСФСР Левитан был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, «Знак Почета» и медалями.

Юрий Борисович Левитан скончался 4 августа 1983 года в деревне Бессоновка Белгородской области во время встречи с ветеранами Курской битвы. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

 

В 17 лет Юрий Левитан пришел на радио. Пришел, чтобы навсегда связать свою судьбу с профессией чтеца у микрофона — профессией диктора.

У него были уникальные природные голосовые данные. Однако, одних только творческих возможностей недостаточно, чтобы они превратились в талант. Для этого нужны еще упорство и труд. И Юрий Борисович в полной мере обладал этими качествами. Именно это счастливое сочетание богатейших природных данных и колоссальной работоспособности смогли породить тот драгоценный феномен, который вошел в историю советского радиовещания, советского искусства под именем ЮРИЙ ЛЕВИТАН.

Юрий Борисович Левитан

Из воспоминаний актера Ростислава Плятта:

«Летом 1931 года по конкурсу, объявленному Радиокомитетом, были приняты в дикторскую группу несколько молодых актеров, в их числе и я. Мы перезнакомились и начали вникать в суть новой для нас профессии. И вдруг среди нас появился новичок, сразу обративший на себя внимание, был он очень молоденький, лет 16-ти — 17-ти, но не робкий, очень веселый, общительный, проказливый даже, с каким-то странным, неустоявшимся еще голосом, в котором временами слышались неожиданные бархатные нотки. Но больше всего нас забавляло то, что он сильно и прочно "окал", как уроженец Владимира. Ясно было что его приняли как материал, подлежащий основательной обработке.

Прошло немного времени, и в нем обнаружилась черта, не сочетавшаяся с его мальчишеским видом и легкомыслием — огромное трудолюбие. Он буквально вгрызался в работу. Кончив занятия со своими педагогами, он никуда не уходил и оставался в помещении Радиокомитета с утра до вечера. И всегда был чем-то занят.

То в пустой студии делал заданные ему упражнения, или, примостившись где-нибудь в углу, что-то запоем читал, то забегал в дикторскую и жадно вслушивался в разговоры старших, а то вдруг бросался помогать звуковикам в переноске какой-то тяжести, или бежал в буфет принести кому-то бутерброд… Словом, он врастал в радиобыт, дышал воздухом радио, и неясно было — есть ли у него своя собственная домашняя жизнь…

В передачах его еще не занимали, но он получил разрешение слушать их прямо из студии. Вот одну такую встречу с ним в студии я не забуду. Мы сидели у пульта; передача уже шла. У микрофона, стоявшего поодаль, читал один из лучших дикторов — М.М.Лебедев. Я разбирался в данном мне материале и вдруг краем глаза увидел, что с Левитаном что-то происходит: он вытянулся в струнку, впился взглядом в Лебедева, и губы его двигались синхронно с губами диктора, казалось, вот-вот из них вырвется звук. И в этот момент я подумал: "Да, этот юноша выбрал себе профессию не зря!"»

Юрий Левитан уже в 30-е годы стал одним из ведущих дикторов Всесоюзного радио. Он обладал редким, самобытным талантом. И, поэтому, все, что читал, звучало особенно зримо и весомо. Он был не просто первоклассным чтецом, он в совершенстве овладел искусством звучащего слова и самозабвенно, с огромной трепетной любовью относился к своей профессии, годился ею.

С особой силой проявилось творческое дарование Юрия Левитана в годы Великой Отечественной войны. В этот период по силе своего воздействия на миллионы советских радиослушателей, по своей популярности в народе, среди дикторов Всесоюзного радио ему, поистине, не было равных.

С волнением и надеждой слушали советские люди сводки Совинформбюро и приказы Верховного главнокомандующего, которые читал Юрий Левитан…

Из воспоминаний актера Владимира Яхонтова:

«…Нельзя было жить, не слушая радио. Радио оповещало, сигнализировало, руководило нами, связывало родных и близких. Голос, произносящий "Говорит Москва", приковывал внимание, он успокаивал, вселял надежду, его слушали за много тысяч километров, по всей стране. "Говорит Москва" — слушали бойцы на фронте. "Говорит Москва" — слушали партизаны в лесах. "Говорит Москва" — слушали в госпиталях. "Говорит Москва" — слушали в осажденном Ленинграде. Это был голос с "Большой земли".

Слушая радио в дни войны, я невольно вспоминал слова поэта Владимира Хлебникова: "Кажется, что какой-то великан читает великанскую книгу дня" — сурово и четко сообщает он новости утра. Радио работало как-то по особенному красиво, прослушивался новый, военный стиль передач, новых не только по содержанию, но и по сплаву чувств и интонаций. Во всех передачах выработался, как мне казалось, общий подтекст: "Наше дело правое — мы победим". Иногда отдаленно вступала как бы вторая тема — "терпение, терпение"… И снова: "Наше дело правое — мы победим". Каждое утро по необъятным просторам Родины неслись голоса дикторов, обладавшие разными тембрами и красками, — "угадываемые голоса"…

 

…Среди всех выделялся молодой человек красотой голоса, полного достоинства, и убедительностью интонаций. Его роль с первых же дней войны стала особенно заметной. Он зачитывал тексты исторических выступлений руководителей партии и правительства, приказы Верховного командования, ежедневные сообщения "Совинформбюро", делился с нами содержанием статей "Правды" и писем на фронт бойцам.

Это был Ю.Б.Левитан. Миллионы людей слушали его голос. Слушая его, я думал: вот пример того, каков бывает результат, когда содержание и форма подачи материала слиты воедино…».

Юрий Левитан часто первым сообщал нам о горестях и наших победах. И потому, как близкий человек, вошел в каждый дом, в каждую советскую семью. Уже по первым его словам "Говорит Москва" люди узнавали о характере сообщения: будет ли оно радостным или печальным. Ибо в голосе его, в его интонациях всегда звучала абсолютная правда чувств…

 

Из воспоминаний диктора радио Бориса Рябикина:

«Как-то по-особенному притихший майский вечер — 8 мая 1945 года.
Подходя к радиокомитету на ночное дежурство, я увидел множество легковых машин с поднятыми антеннами: "ожидают"!
Помню просторную комнату с покрытыми парусиновыми чехлами диванами — дикторскую в стром помещении Всесоюзного радиокомитета "на Путинках", за площадью Пушкина. Бесконечные телефонные звонки: "Когда? Ну, когда же?!" Тихо открывается дверь, входит совсем тогда молодой Юрий Борисович Левитан. Мы — к нему. И у всех — одно: "Ну?!"
Молчит.
— Юрка! Скажи… — тормошит его Ольга Высоцкая, будто хочет вытрясти давно ожидаемую, счастливую весть.
Левитан Молчит.
Ночной выпуск "Последних известий" задерживается: нет сводки Совинформбюро. Наконец, прибегают со сводкой. Высоцкая и Тобиаш идут в студию читать "Последние известия", в дикторской остаются "дублеры" — Отъясова с автором этих строк. Левитин прощается с нами, уходит. Он живет недалеко, на улице Горького.
Около часу ночи диспетчер приносит нам большую статью из журнала "Война и рабочий класс". Читаем ее попеременно: Отъясова, Тобиаш и я. Высоцкая в это время ведет концерт по другой радиопрограмме. Выходя из студии, слышим ее голос: "Передачи будут продолжаться до 3 часов 30 минут".
Тобиаша срочно вызывают наверх, к председателю радиокомитета. У диспетчера Соловьевой звонят все восемь телефонов сразу. Суетятся музыкальные редакторы и сотрудники фонотеки. поступает распоряжение: "В два ноль-ноль концерт закончить… Три раза объявить о важном сообщении… Подключить все радиостанции и передатчики страны… Давать "колокольчики" (позывные) до 2 часов 10 минут".
Левитан уже здесь, в дикторской, с отпечатанными на глянцевой бумаге листами. Садится на диван. Чуть подрагивает бумага на коленях. Кто-то, не утерпев, заглядывает из-за плеча.
— Гуляйте, гуляйте, — строго говорит Левитан. — Не мешайте!
— Юрочка, — волнуется диспетчер. — как кончишь читать, нажми кнопку в тонфильм. Не забудешь, Юрочка?
Остаются считанные секунды. Поблескивая очками, Левитан страшно медленно (или это так кажется?) идет в студию.
Я хорошо помню эту маленькую, со звуконепроницаемыми стенами комнату. представляю, как он садится за светлый полированный стол, придвигает лампу. Еще раз всматривается в текст. Откашливается. Прыгнула стрелка электронных часов. Вспыхивает табло: "МИКРОФОН ВКЛЮЧЕН!".
— Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!
Не верится! Хотя так ждали… Полная капитуляция врага. Фашистская Германия повержена. Каждое слово как удар набата. мир! Свобода! Справедливость!
Прильнув к новенькому динамику, недавно появившемуся в дикторской, я слышу Указ об установлении Дня всенародного торжества. Звучат гимны стран победительниц. Левитан возвращается.
— Ну, как читал?
— Что за вопрос?!
Дикторскую не узнать, в нее набилось чуть ли не сто человек. Дикторы наши и иностранцы, редакторы, техники… Поздравляют, обнимают друг друга, не стыдясь слез. К телефонам не пробиться.
У нашей бригады счастливое дикторское утро. Читаем для Сибири, для Дальнего Востока… Еще и еще раз. И кажется, что это не микрофоны разносят счастливую весть, а стоустый глас народа-победителя.»

 

С началом Великой Отечественной войны Юрий Борисович Левитан стал голосом советского Информбюро. В полдень 22 июня он зачитал в эфире Всесоюзного радио сообщение о нападении фашистской Германии на СССР.

В августе 1941 года Юрий Левитан вместе с диктором Ольгой Высоцкой был эвакуирован в Свердловск (ныне город Екатеринбург). Вещание из столицы к этому времени стало технически невозможно – все подмосковные радиовышки были демонтированы, так как являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков.

Помимо работы в эфире диктор озвучивал хроникально-документальные фильмы (в том числе, киножурнал «Советский Урал»), которые монтировались в подпольной свердловской радиостудии.

Информацию о пребывании Юрия Левитана и Ольги Высоцкой в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя…

В марте 1943 года Юрия Борисовича секретно перебросили в Куйбышев (ныне город Самара), где уже размещался советский радиокомитет.

Адольф Гитлер назвал Юрия Левитана своим «врагом номер один» (под «номером два» в списке Гитлера значился Сталин). Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого была назначена награда в 100 тысяч (согласно другим источникам – в 250 тысяч) марок. Поэтому, во время войны Юрия Левитана оберегали на государственном уровне. Его постоянно сопровождала охрана, а через прессу запускалась дезинформация о его внешности — чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого фашисты оценили в огромную сумму.

Подсчитано, что за годы войны Юрий Левитан озвучил около 2000 сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. Записи из студии не велись — только прямые эфиры. Позднее, в 1950-е годы, диктора попросили заново наговорить некоторые из военных сводок и сообщений на магнитофонную ленту для их архивирования.

С началом весны 1953 года Юрию Левитану поручили читать бюллетени о состоянии пошатнувшегося здоровья товарища Сталина, а уже 5 марта он озвучил сообщение о смерти советского вождя.

12 апреля 1961 года именно Левитан сообщил в радиоэфире о полете Юрия Гагарина в космос.

В течение нескольких десятков лет Юрий Борисович Левитан читал правительственные заявления, вел репортажи с Красной площади, из Кремлевского Дворца съездов, участвовал в создании кинохроники, озвучивании фильмов.

Из воспоминаний актера Ростислава Плятта:

«…Прошли годы. Прошла война. Имя Левитана приобрело известность мировую, оно стало упоминаться в художественной литературе. Голос его напоминал о победных днях войны. Но дело было не только в голосе: он интуитивно нашел особую форму подачи военных приказов и сводок, и когда по радио начиналось левитановское: "От Советского информбюро", — это звучало широко, чеканно и мощно и вызывало у слушавших душевный подъем и веру в нашу победу.
Юрий Левитан первым передавал в эфир сообщения о всех важнейших событиях в жизни нашей страны, в международной жизни. Едва только начинал звучать по радио его неповторимый голос, все уже знали: надо слушать, сейчас будет объявлено что-то важное… И популярность Левитана в народе была огромной. И заслуженной!
Он был диктором-трибуном, и вряд ли мы обретем такого вновь. Но будем благодарны Юрию Борисовичу Левитану за то, что он БЫЛ. за то, что он успел сделать для советского радиовещания».

 

Яков Хелемский    «Голос»
(посвящение Юрию Левитану)
Скромный диктор, микрофонный чтец,
Осененный огненною датой,
Времени военного глашатай
Сразу стал властителем сердец.
Штатский с виду, близорук.
В студию войдет он, соберется.
Взяв листки, преобразится вдруг.
И в эфире — голос полководца!
Как он сводки горькие читал!
Как читал победные приказы —
Крупно отчеканивая фразы!
Словно, нанося их на металл.
Грозный бархат голоса его,
Тембром то печальным, то счастливым
Доносивший боль и торжество,
Был знаком солдатам и комдивам.
Подключив Камчатку и Урал,
До памирской крутизны возвысясь,
Настораживал и ободрял,
Испытаний устный летописец.
И, когда сегодняшний эфир
Старую воспроизводит запись,
Как и прежде, потрясает мир
Времени нестершаяся запись!
Голос незабытого чтеца
Воскресает радуя, волнуя.
Словно, слышишь песню фронтовую
Или строфы книги про бойца.
Вновь доносятся издалека
Молодости гулкие раскаты…
Со щеки слезу исподтишка
Смахивают бывшие солдаты.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх