На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

История "Клуба кинопутешествий": за железный занавес, не вставая с дивана

18 марта - 60 лет, как впервые вышла телепередача "Клуб кинопутешествий". Что показывали её зрителям, когда у телепередачи не было собственного отснятого материала? Почему цензура могла "зарезать" кадры с мороженым, а Жака Кусто не хотели пускать в студию? И как так вышло, что, уже получив возможность путешествовать, люди чуть ли не десять лет продолжали "смотреть на мир глазами Сенкевича"? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Как появилась телепередача?

"Клуб кинопутешественников" (поначалу передача называлась именно так) создал в 1960 году кинорежиссёр-документалист Владимир Шнейдеров. Ещё в 20-е годы ему довелось поколесить по миру – он снимал Памир и Йемен, путешествовал по Северному морскому пути на "Сибирякове", искал женьшеневые плантации в Уссурийской тайге.

"Неигровая фильма прочно заняла своё место на передовых позициях мировой кинематографии. Значительным сектором в ней является фильма экспедиционная… Мы отправляем киноотряды и в Китай, и в Афганистан, и в дебри Уссурийского края, и на высоты неисследованных областей Памира, и на крайний север, и в тропики"…

Владимир Шнейдеров

Шнейдеров возглавлял Центральную студию документальных фильмов, которая, помимо прочего, выпускала четырёхминутный альманах кинопутешествий – в него входило 4 сюжета, по минуте на каждый. Этот альманах – 3 киноистории про СССР и одну про какую-нибудь зарубежную страну – показывали в кинотеатрах в начале сеанса, перед тем как начать демонстрацию фильма. Из него и выросла телепередача. Она процветала под руководством Шнейдерова 13 лет, вплоть до его смерти.

Как в передачу пришёл Юрий Сенкевич?

После смерти Владимира Шнейдерова место ведущего занял зоолог Андрей Банников. Юрий Сенкевич впервые пришёл в "Клуб кинопутешественников" как приглашённый гость, для участия в передаче его порекомендовал его друг Владимир Ухин ("дядя Володя" из передачи "Спокойной ночи, малыши!"). Сенкевич к этому моменту уже побывал в 12-й советской антарктической экспедиции на станции "Восток" и в двух международных путешествиях с Туром Хейердалом на папирусных лодках "Ра" и "Ра-2".

Банников отправился в отпуск, в течение месяца его заменял Сенкевич. И настолько понравился зрителям, что они завалили руководство телевидения письмами, требуя оставить его ведущим. Руководство Гостелерадио пошло навстречу поклонникам передачи, к тому же Банникову искали замену – он слегка заикался, носил "не кинематографичную" окладистую бороду, да и сам был рад передать кресло ведущего кому-нибудь другому. В итоге, ко всеобщему удовлетворению, "председателем Клуба" стал Юрий Сенкевич. Он посвятил этой работе 30 лет, параллельно занимаясь исследованиями в Институте медико-биологических проблем.

Любопытные факты

"Клуб кинопутешествий" в 1985 году попал в "Книгу рекордов Гиннесса" как старейшая программа российского телевидения.

О Фёдоре Конюхове публика впервые узнала именно из этой телепередачи – в ней рассказали о его первой кругосветке на яхте "Кароанна" и одиночном лыжном переходе к Северному полюсу. Именно "Клуб кинопутешествий" закрепил за Конюховым репутацию путешественника-одиночки.

Редактором одной из бригад передачи работала Галина Лучай – "Катерина Матвеевна", которой писал свои письма герой "Белого солнца пустыни" товарищ Сухов.

Второй ведущий "Клуба кинопутешествий" Андрей Банников был научным руководителем аспиранта Николая Дроздова, который позже стал ведущим другой известной телепередачи "В мире животных". Кстати, в её основу легли сюжеты "Клуба", посвящённые фауне.

Телепередача получила высшую награду Международного кинофестиваля в Карловых Варах: премию "Хрустальный глобус".

Тур Хейердал (в центре) с экипажем лодки ''Ра Крайний слева – Юрий Сенкевич. Архив РГО

Что было можно, а что нельзя показывать в советское время?

Как правило, в передачу входили три основных сюжета: один, посвящённый СССР, второй – про какую-нибудь из социалистических стран и третий – про удалённые уголки мира или капиталистические страны. С последними было сложно: ещё во времена Шнейдерова с эфира как-то сняли сюжет про Канарские острова. В него закрались кадры с официантом, который подавал клиентам мороженое, заботливо прикрытое бумажными зонтиками, – авторов и ведущего обвинили в капиталистической пропаганде.

Впрочем, и с социалистическим лагерем не всегда всё было гладко. Спецкорреспондент передачи Станислав Покровский вспоминал, что программы, посвящённые древним традициям Китая, боевым единоборствам монастыря Шаолинь и китайской кухне, заставили команду передачи понервничать. В то время между компартиями Китая и СССР отношения были весьма напряжёнными, и о Юрии Сенкевиче стали поговаривать, что он симпатизирует политике Мао Цзэдуна. К счастью, обошлось без осложнений, а сами передачи вызвали настолько живой отклик у зрителей, что авторам пришлось связываться с посольством КНР в Москве – люди требовали больше сюжетов о Китае.

Даже там, где речь шла об СССР, иногда приходилось отстаивать сюжеты, вызвавшие неудовольствие руководства.

"В кишлаках, чайханах, на стоянках чабанов нам показывали, как на костре из саксаула зажарить барана. Как в раскалённом песке приготовить ишлякли – мясной пирог, похожий на огромный пельмень (вкусный, аж жуть!), или как делают тамдыр-гушт (баран, зажаренный в особой печке – тандыре). Тогда у руководства были замечания: в стране есть нечего, а вы смакуете еду, которая на столе не у всякого... Пришлось долго сражаться за "вкусные" кадры. Есть же в стране места, где могут целиком зажарить барана. Что ж тут такого не поддающегося показу в эфире?! Отстояли кулинарные прелести Средней Азии и, судя по письмам из разных концов Союза, зрителей это не испугало, не озлобило, не покоробило. Кулинарные эпизоды передачи аудитория одобрила!"

Станислав Покровский, спецкорреспондент, один из авторов и режиссёров "Клуба кинопутешествий"

 

Кто из иностранных путешественников стал членом "Клуба кинопутешествий"?

Героями телепередачи были не только советские учёные и исследователи, но и зарубежные путешественники. Вместе с Юрием Сенкевичем вспоминал свои приключения Тур Хейердал. Делился опытом ныряльщик Жак Майоль, рекордсмен мира по погружению в океанскую бездну на одном вдохе, который первым сумел погрузиться без акваланга на глубину 110 м. Представил серию фильмов "Встречи с дьяволом" известный французский вулканолог Гарун Тазиев – в фильмах речь шла об извергающихся вулканах.

Знаменитый океанолог Жак-Ив Кусто с трудом попал в "правительственную" студию, где записывали программу. "Руководитель службы режима Гостелерадио бумагу пробежал и широким, размашистым почерком наложил резолюцию: "Запретить!" – Как запретить? Он же гость нашей передачи… – Вы с ума сошли! Шпиона пускать в правительственную студию! Конечно, руководитель службы режима был в чём-то прав: в годы войны Кусто был профессиональным диверсантом и акваланг придумал не для разглядывания морских звёзд. Однако время прошло, и великий исследователь океанской бездны переквалифицировал свои диверсантские умения в абсолютно мирные занятия. Пришлось Сенкевича запускать к председателю Гостелерадио», – рассказывал Станислав Покровский. Всего Кусто принял участие в трёх передачах – именно столько раз он приезжал в Москву.

"Зрители, вероятно, заметили, что в странствиях по планете мы себя ничем не ограничиваем. Если можно опуститься под землю, познакомиться с загадочным миром пещер, мы это с удовольствием делаем. Подняться в воздух – пожалуйста. Если возникает возможность заглянуть в глубины Мирового океана – мы её используем. Для кинопутешествий нет ничего невыполнимого".

Юрий Сенкевич, ведущий "Клуба кинопутешествий"

Где снимали материал для передачи?

Как ни странно, почти два десятка лет плёнки для "Клуба" предоставляли телевизионные корреспонденты информационных агентств АПН и ТАСС – собственных материалов у программы не было. Первый сюжет, снятый специально для "Клуба кинопутешествий" появился только осенью 1977 года.

"Однажды, обсуждая планы выпусков передачи на будущую декаду, подумали – а не вывести ли ведущего из студии? И вывели: режиссёр, редактор, кинооператор и Юрий Александрович отправились в Чаткальский заповедник с геологами Узбекистана. Верхом, по узким тропинкам вдоль скальных стен над бешеным кипящим Чаткалом, первая экспедиция "Клуба" пробиралась в самый живописный район заповедника. Первый живой материал получился на славу хорош".

Станислав Покровский, спецкорреспондент, один из авторов и режиссеров "Клуба кинопутешествий"

Часто ли съёмочная группа выезжала за границу?

Первый зарубежный материал команда передачи сняла только в 1982 году, когда группа советских альпинистов отправилась в Гималаи, чтобы совершить восхождение на Эверест. Одиннадцать человек без потерь поднялись на высшую точку мира и вернулись обратно. Заодно двое из них – Сергей Бершов и Михаил Туркевич – стали первыми, кто сумел взойти туда ночью: они понесли термос с горячим компотом своим товарищам, но решили не останавливаться на полпути, и пока те восстанавливали силы, добрались до вершины.

"Первый раз я поехал за границу "по телевизионной линии" в 1982 году – на Эверест. До этого ездил от Института медико-биологических проблем, где проработал около тридцати лет. До 93-го года я совмещал телевидение с наукой и многие материалы привозил в "Клуб" из научных поездок. За границей меня поджидал кто-нибудь из корреспондентов ЦТ, например, Фарид Сейфуль-Мулюков, помогавший со съёмками, вот и создавалась иллюзия, что я всё время путешествую от "Клуба".

Из интервью Юрия Сенкевича газете "Сегодня" от 18 марта 2000 года

 

Что изменилось после перестройки?

Передача сократилась с часа до сорока минут, время показа стало непредсказуемым – если прежде можно было смело включать телевизор в шесть часов в воскресенье, в постперестроечные времена приходилось гадать, когда начнётся любимый "Клуб кинопутешествий". А он оставался любимым, хотя у людей появилась возможность ездить за границу. Во-первых, далеко не все этой возможностью могли воспользоваться. Во-вторых, даже те, кто отправлялся самостоятельно смотреть чужие страны, как правило, строго следовали наезженной колее и видели только широко разрекламированные достопримечательности. Возвращаясь из собственных путешествий, они спешили посмотреть программу, чтобы побольше узнать о местах, в которых побывали.

Если в советские времена большого труда стоило подготовить материал из-за рубежа, после 1991 года парадоксальным образом стали непросто даваться съёмки на территории России. Начал активно развиваться международный туризм, и гораздо легче было найти спонсоров для работы за рубежом, чем в родной стране.

"В нашей стране есть что показать. Я беру с собой в поездки "мыльницу". Как-то на одной плёнке у меня оказались Филиппины и наш Алтай. Когда я сделал фотографии, то поразился, какой же на них был роскошный Алтай и какие скромные Филиппины! Кстати, в этом году наш фильм "Камчатка" получил Гран-при на фестивале документального кино в Милане. Даже избалованным европейцам интересна наша Камчатка".

Из интервью Юрия Сенкевича газете "Сегодня" от 18 марта 2000 года

После смерти Юрия Сенкевича в 2003 году передачу закрыли – "Клуб кинопутешествий" настолько прочно ассоциировался с ведущим, посвятившим ему 30 лет, что без него не смог существовать.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх