На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Зачем жениться не по любви?

Все могут короли, все могут короли,
И судьбы всей земли вершат они порой,
Но что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король.

Несомненно, что для женитьбы не по любви или другими словами по расчету, можно найти множество причин. Женились бы вы на девушке, которую никогда не видели или видели когда-то в далеком детстве? А если она сестра короля? Тут-то дело приобретает совсем другой оборот. Ведь для королей действует свои законы, и королевские браки заключаются по весьма отличным от обычных браков причинам. Так и брак Генриха Наваррского с Маргаритой Валуа заключался по особым причинам при особых обстоятельствах.

Кровавый конфликт французских протестантов, они же гугеноты, с французскими же католиками во Франции XVI века в 1572 году только набирал обороты. К этому времени уже было пролито много крови и не меньше крови еще прольется, но обе стороны конфликта хотели (или притворялись, что хотели) хотя бы временного мира. Для скрепления договора между французской короной в лице Карла IX и его поданными протестантами требовался брачный союз. Так уж принято у королей, что договоры скреплялись не только на бумаге, но и в церкви у алтаря. На стороне протестантов переговоры о условиях мира вела Жанна д'Альбре королева Наварры, она же мать Генриха Бурбона.

Жанна преследовала интересы не только протестантской партии, но и династические интересы своей семьи, и видела единственным препятствием браку своего сына с сестрой короля только в различии вероисповедания молодых. Ведь Маргарита Валуа, или просто Марго, была католичкой и не намеревалась менять веру своих предков. Слухи же о весьма распутном поведении Марго в расчет, видимо, не принимались. В последствии Генриху придется соприкоснуться с некоторым количеством любовников своей милой супруги, но философское отношение к жизни вообще и к женщинам в частности не раз выручало Генриха из весьма пикантных ситуаций.

Девятнадцатилетний Генрих выехал из Наврры на свою свадьбу будучи принцем, а въехал в Париж уже королем Наваррским. Мать Генриха скончалась от болезни уже давно её мучившей. По другой версии Жанна д'Альбре была отравлена по приказу гостеприимной колевы-матери Екатерины Медичи. Но как бы то ни было свадьбе суждено было состояться. 17 августа 1572 года Генрих Наваррский сочетался браком с Маргаритой Валуа. Препятствием браку не стало как различие вероисповеданий невесты и жениха, так и отсутствие разрешения Папы римского.

Еще не пройдет и недели с момента свадебных торжеств, а молодая пара столкнется с первыми трудностями семейной жизни. Хотя эти трудности были отнюдь не типичные для молодоженов. Знаменитая Варфоломеевская ночь поставить перед прекрасной Марго нелегкую задачу: стать на сторону мужа и спасти его от гибели, или стать на строну своей матери и других устроителей кровавой резни. В своей книге «Королева Марго» Александр Дюма вкладывает в уста Генриха Наваррского следующие слова обращенные Маргарите:

«Теперь я знаю, что в кабинете кто-то прячется, что вы неверная жена, но верная союзница, а теперь, – с улыбкой закончил Беарнец, – надо признаться, для меня гораздо важнее верность в политике, нежели в любви...».

Да уж, Генрих сумел каким-то образом договориться с Маргаритой. Но каковы были мотивы прелестной Марго? Зачем она шла наперекор Екатерине Медиче и влиятельным католикам вроде Генриха де Гиза и своего брата Генриха Валуа?

Выйдя замуж за Генриха, Маргарита стала королевой Наваррской. А так как Генрих был принцем крови и шел следующим в очереди наследования французской короны после братьев короля Генриха и Франциска, то Маргарита имела также шансы, пусть и не большие, стать королевой Франции. Но судьба распорядилась иначе. Несомненно, что есть и другие причины, почему Маргарита помогала Генриху, в период заточения Генриха при королевском дворе и во время Варфоломеевской ночи.

После кровавой резни 1572 года Генрих участвовал в ряде заговоров, чтобы сбежать из опостылевшего заточения. Иногда Маргарита помогала мужу, а иногда закладывала мужа своей матери. Генрих все время находился под угрозой смерти или заточения в темницу, но Марго тоже страдала от неудачных заговоров. Один из заговоров закончился казнью ее любовника Ла Моля, что очень опечалило Маргариту. Настолько опечалило, что она сделала из черепа своего возлюбленного чашу, чтобы память о нём сохранилась у нее навсегда. В конечном счете Генрих выпорхнул из золотой клетки в феврале 1576 года, в то время как Маргарита была оставлена мужем при королевском дворе.

Только в 1578 году Генрих вновь увидится со своей женой, когда Маргарита прибудет вместе со своей матерью в Нерак для переговоров о очередном перемирии между гугенотами и католиками. Вернее прибудет для переговоров Екатерина Медичи, а Марго будет при ней. Договор будет подписан, королева-мать вернется в Париж, а Марго останется со своим мужем. Какое-то время королева Наваррская будет полезна Генриху. Она будет поставлять ценные сведения о ходе политических интриг в столице, добывая информацию через доверенных ей лиц. За это, а возможно не только за это, Маргарите будет позволено организовать свой двор и чувствовать себя истинной королевой.

Но все хорошее рано или поздно кончается. Возможно, в какой-то момент Генрих понял, что Маргарита больше не намерена сотрудничать. Чтобы избавиться от неё Генрих организовал громкий скандал вокруг якобы беременности его якобы любовницы, которая была фрейлиной Маргариты. Оскорбленной Маргарите ничего не оставалось, как отправиться в Париж к своему брату королю Генриху III и к своей любящей матери.

Дальше следует длинная череда враждебных действий со стороны обиженной Марго, которые мало чем вредят Генриху. Ведь у Генриха было много забот и отвлекаться на мелочные злобные проделки своей жены было не в характере будущего короля Франции. Да и их брак давно уже был только формальным, что в какой-то момент стало Генриху мешать.

Уже в статусе короля Франции Генрих через своего верного министра Сюлли будет вести с Маргаритой переговоры о расторжении брака. Как истинная королева (это титул она будет носить до конца жизни), Маргарита старалась не продешевить и получить как можно больше материальных благ в обмен на свое согласие расторгнуть брак. Для Генриха вопрос был очень серьезный, ведь без расторжения брака по всем правилам (с согласия жены и Папы римского) не было возможности вступить в законный второй брак и завести законных наследников. Но цена была уплачена и брак между Генрихом Бурбоном и Маргаритой Валуа был аннулирован под предлогом, который устраивал всех, в том числе служителей католической церкви.

Расторгнув один брак по расчету Генрих вступает во второй. Но обстоятельства и причины уже совсем иные. В начале семнадцатого векадля Генриху IV короля Франции и Наварры вопрос наличия законной жены и законного наследника (дофина) становится вопросом государственного значения. Все принцессы Европы были тщательно рассмотрены, но выбор пал на племянницу герцога Тосканы Марию Медичи. Соображения личного характера при выборе жены в данном случае играли незначительную роль, ведь Генрих в ранние годы своего правления задолжал Фердинанту Тосканскому значительную сумму, которую можно было существенно снизить за счет приданного жены (часть долга была списана в счет приданного). При этом герцог помогал Генриху и в политических вопросах, например, вел переговоры с упрямым Папой римским о расторжении первого брака Генриха. Королю Франции было во всех смыслах выгодно иметь сильного политического союзника со значительными экономическими ресурсами на итальянском полуострове в лице Фердинанта Тосканского. Для уже довольно не юной по тем временам Марии (27 лет) стать королевой Франции была большая честь.

В те далёкие времена у королей Франции было принято передавать престол только по мужской линии. В свое время это принесло французам некоторые неудобства, но традиции есть традиции. Последние короли династии Валуа Карл IX и его брат Генрих III не смогли обеспечить передачу короны своим сыновьям, по той простой причине, что сыновей у них не было. Доподлинно не известно были ли виновны их жёны в том, что наследники мужского пола не появлялись, хотя слухи ходили разные. Если брать исторические примеры, то король Англии Генрих VIII в неспособности своих жён рожать сыновей видел государственную измену и с изменницами поступал соответствующе — казнил.

Генриху Бурбону не пришлось прибегать к таким жёстким мерам, Мария оказалось довольно плодовитой и наследник был произведен на свет с первой попытки. Нельзя сказать, что королева Франции отличалась умом и сообразительностью. Её не раз пытались использовать для давления на Генриха в различных политических вопросах. Свита Марии включала ее итальянских родственников и всякого рода подозрительных лиц, которые наводнили Лувр к неудовольствию короля и его министров. Но с этим приходилось считаться, ведь королева должна себя чувствовать королевой.

В последующие годы покуда Генрих восстанавливал мощь и процветание государства, Мария исправно рожала Генриху детей. Значительным событием была коронации Марии Медичи на регентство 13 мая 1610 года. Генрих собирался уезжать на войну и оставлял королеву управлять государственными делами. К счастью для государственных дел, Генрих оставлял не только королеву, но и совет министров, который должен был помогать королеве. Но на войну Генрих так и не уехал, сраженный кинжалом убийцы, он оставил свое королевство, своих подданных и свою семью. Как пишет в своих мемуарах верный министр Сюлли о Генрихе: «Он был по праву королем, хозяином, начальником, капитаном и самым прекрасным из всех нас». В то время дофину было только 8 лет, и до его совершеннолетия Мария Медичи управляла государством в качестве регента.

Без сомнения, история может снабдить нас бесчисленными примерами браков по расчету. Есть в них и плюсы и минусы...

Все могут короли, все могут короли,
И судьбы всей земли вершат они порой,
Но что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх