Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Вы хотите запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Последние комментарии

Александр
Владислав Малиновский
Анатолий Дычко
Shavkat Kuvatov
Shavkat Kuvatov
Грузинское приданое России. Ни один народ ещё не был столь великодушно спасён на самом пороге исчезновения
17 авг, 09:34
+179 54
Яндекс.Метрика
Популярное
Москва субтропическая: как в 1936 году представляли будущий облик столицы

Москва субтропическая: как в 1936 году представляли будущий облик столицы

В 1936 году известный советский педагог Сергей Розанов написал детскую футуристическую книжку "Алюта - воздушный слонёнок". В ней описывал Москву 1960-х. Все м

17 авг, 20:22
0 0
Самолет для Хрущева и советский Конкорд

Самолет для Хрущева и советский Конкорд

Уникальный музей Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации — единственный в своем роде не только в России, но и, пожалуй, во всем мире. Н

17 авг, 20:21
0 0
Советский «хамелеон». Как полковник Буняченко Родину предавал

Советский «хамелеон». Как полковник Буняченко Родину предавал

Выходцы из рабочих и крестьянских семей, сделавшие успешную карьеру при большевиках, они с высоких трибун славили мудрость товарища Сталина. Это не помешало им

17 авг, 20:20
+1 0
Неуловимый Буба. Что заставило Бориса Сичкина бежать из страны?

Неуловимый Буба. Что заставило Бориса Сичкина бежать из страны?

Всесоюзная слава пришла к Сичкину после роли куплетиста Бубы Касторского в фильмах «Неуловимые мстители» и «Новые приключения неуловимых». Но помимо популярнос

17 авг, 20:20
0 0
Как Анна Иоанновна покончила с русофобией в Смоленске

Как Анна Иоанновна покончила с русофобией в Смоленске

Город Смоленск – важный стратегический пункт для России. Смоленск был плацдармом как для наступления на Запад, так и для обороны от нападения Запада, что и был

17 авг, 18:48
0 0
ВХОД НА САЙТ

Почему в Советском Союзе было так мало трофейных автомобилей из Германии

развернуть

Трофейные автомобили из Германии и почему их было не так уж и много.

Трофейные автомобили из Германии и почему их было не так уж и много.

Любая война в истории человечества, помимо всех негативных моментов, связана и с таким вопросом, как «трофейное имущество». Так, на момент окончания Великой Отечественной Германия имела огромнейший парк легковых автомобилей, которые легко превращались в трофеи советских и союзнических военных. На первый взгляд, бери – не хочу, вот только на практике все было совсем не так просто. Так почему же в победившем СССР было совсем немного автомобилей, привезенных из побежденной Германии?


Автомобили времен Второй мировой войны.

Автомобили времен Второй мировой войны.

С первого дня своей истории, когда люди начали воевать, появились и военные трофеи. Почти всю историю, вплоть до XX века, действовало негласное правило о том, что все имущество побежденных достается победителям. Вот только лидеры народов и армий всегда были заинтересованы в том, чтобы трофеи распределялись, как можно более «справедливо». К слову, официально отдавать города на разграбление мир запретил только в прошлом столетии. Однако ни мародерство, ни трофеи, ни контрибуции никуда не исчезли.

Машин было много.

Машин было много.

В этом вопросе интересным примером является ситуация с военными трофеями СССР в годы Второй мировой войны. По понятным причинам мародерство официально запрещалось (и каралось), хотя по негласному правилу солдатам все-таки разрешалось забирать у побежденного врага (солдата, не гражданского) часы, портсигары и прочие вещи «двойного назначения» - все, что могло сохранить бойцу жизнь или облегчить нелегкий окопный быт. Знать время полезно всегда, а вот снятый у убитого золотой перстень солдату был уже определенно ни к чему.

Не каждый себе мог такую позволить.

Не каждый себе мог такую позволить.

Другое дело автомобили. Хотя автомобили, пригнанные из Германии, и называют трофейными, брались они вовсе не по принципу «что хочу, то и делаю». Абсолютное большинство такой техники считалось контрибуцией. 9 июня 1945 года было выпущено постановление Народного Комиссариата обороны за номером 9036 «О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества». Данным постановлением, в том числе, регулировалась и выдача офицерам в личное пользование трофейных автомобилей.

Были очень интересные модели.

Были очень интересные модели.

Тогда же появился гласный табель о рангах. Самые роскошные авто были положены генералитету. На машину среднего класса могли претендовать старшие офицеры. А вот младший офицерский состав в лучшем случае мог рассчитывать на мотоцикл или малолитражную машину. Есть немало историй о том, как старшие по званию отбирали у младших «неположенные» им трофейные авто или обменивали их.

Младшим офицерам мало, что доставалось.

Младшим офицерам мало, что доставалось.

Уже к концу 1945 года ситуация с распределением трофейных авто осложнилась настолько, что претендовать на их получение мог только офицер старше майора. С мая 1946 года трофейные немецкие авто полагались только полковникам (и выше) и только при условии выкупа. Впрочем, купить машину для офицера в те годы не было большой проблемой. Сами машины стоили копейки. Другое дело был бензин, который действительно был на вес золота.

Трофейный автомобиль.

Трофейный автомобиль.

К концу 1946 года ситуация с получением трофейных автомобилей осложнилась еще больше. Наконец заработала граница, а вместе с ней и таможня, которая прекратила беспошлинный ввоз товаров на территорию Советского Союза. В случае с машинами, пошлина была и вовсе огромной.

Непоследнюю роль сыграло и то, что машина в советском обществе расценивалась, как предмет роскоши, элемент буржуазной жизни. А потому трофейный автомобиль по своей сути не мог быть личным, а лишь служебным. Предполагалось, что любая машина была закреплена не за человеком, а за должностью. Куда больше машин досталось не офицерам, а было вывезено в страну для использования разными организациями. Так, например, в послевоенном Ленинграде трофейные немецкие легковушки использовались парком такси.

Источник: http://www.novate.ru/blogs/120...


Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовано 12.01.2018 в 15:39

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Олег Владимирович Ткаченко
Олег Владимирович Ткаченко 13 января, в 16:46 Ну что же, кроме права получить машину и привезти её в Союз, было ещё "право власти".
Попробуйте, без эшелона, доставить машину на Родину. Автобанов, заправок и кемпингов, да и трасс, тогда не было.
Так что, если маршал имел право на эшелон, генерал - на пару, тройку вагонов, полковник - на вагон, остальные, как с интендантами, да комендантами - договоришься, всё просто!
Текст скрыт развернуть
0
александр фадеев
александр фадеев 14 января, в 06:38 А где же здесь социальная справедливость и коммунистическая сознательность и главный  лозунг для народа : " Вперёд к победе коммунизма!" Текст скрыт развернуть
0
Vladimir Kirillov
Vladimir Kirillov 14 января, в 19:33 все проще: наша зона оккупации германской территории была маленькой, и на ней не было ни одного автомобильного завода Текст скрыт развернуть
1
Алексей Горшков
Алексей Горшков 14 января, в 19:36 А я хотел бы поднять вопрос ОБРАТНЫЙ - об использовании немцами трофейных советских автомобилей! Казалось бы - это невозможно - по производству как раз автомобилей Германия и тогда и сейчас - впереди нас! Типа: "Зачем им наши машины,если у них своих,причём - лучшего качества - полно?" И я так думал,пока в интернете не наткнулся на одну статью с воспоминаниями немцев о Восточном фронте. Больше всего поразили меня фотографии немецкой стороны: на них мало "Мерседесов","Опелей" и т д. - зато в подавляющем соотношении к ним - наши ЗиС-5 и ГАЗ-АА! Насчёт последней я даже в комментариях спорил - оппонент говорил,что на ГАЗ- АА машина только похожа - немцы в 30-е годы,как и мы, закупили в Америке лицензию на выпуск "Форда-АА" ("папы" ГАЗ-АА) - поэтому немецкая машина так похожа на ГАЗ-АА,вернее - на Форд-АА ! А мне кажется - просто наши машины были лучше иностранных приспособлены к местным условиям,запчастей для них на оккупированной советской территории было больше - потому немцы так охотно их и использовали! Ещё один аргумент - больно уж много трофеев немцы в начале войны у нас захватили... Текст скрыт развернуть
1
Анатолий Холкин
Анатолий Холкин Алексей Горшков 15 января, в 09:36 Некоторые экземпляры данных моделей эксплуатировались вплоть до конца 8-х годов прошлого века. Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Холкин
Анатолий Холкин Анатолий Холкин 15 января, в 09:36 80-х, конечно же Текст скрыт развернуть
0
Vladimir Kirillov
Vladimir Kirillov 15 января, в 00:24 ЗиС-5 - это же тоже американец. Но не Форд, а Студебеккер. Американская техника по нашему бездорожью была намного надежней немецкой: наши командиры предпочитали американские виллисы и доджи, поставляемые по ленд-лизу,  трофейным машинам Текст скрыт развернуть
0
Алексей Горшков
Алексей Горшков Vladimir Kirillov 15 января, в 16:32 Я знаю! Но закуплена лицензия на его производство (как и"Форда-АА" ) была ещё в в начале 30-х! Наверняка за почти десять лет вносились изменения,учитывавшие эксплуатацию в местных условиях! Даже в более короткий срок ленд-лизовскую технику к нашим условиям приспасабливали - и кустарно,и на американских (!) заводах! Текст скрыт развернуть
0
Александр Зверков
Александр Зверков Vladimir Kirillov 16 января, в 08:48 Прототип ЗиС-5, американский "Аутокар", причём по сути это была конструкция из деталей разных производителей (маркетинговая хитрость от СССР). Но своим совершенством и легендарностью ЗиС-5 затмил прототип. Текст скрыт развернуть
0
Юрий Колобродов
Юрий Колобродов 15 января, в 13:42 Батя мой. 707 отдельная авторота 1-й танковой армии. Город Дрезден, окупационная зона СССР Текст скрыт развернуть
0
Poma Pomak
Poma Pomak 15 января, в 16:05 В  СССР   было   мало     загран   техники   .  это потому  что  надо было поднимать  страну   самим    и  все  делалось для народа  самим  народом.  А  сейчас  все  делается  спекулянтами  с помощью  драной  америки.   
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11
Комментарии Facebook

Комментарии к фото

Вадим Мисюк
это кто? Дарвин?
Вадим Мисюк Обезьяночеловек
И тут не скажу Не скажу
Кретин.
И тут не скажу Не скажу Обезьяночеловек
александр фадеев
Ого го детёныши уже с бивнями слонов ... смешно...
александр фадеев мамонты
Alexey Guskov
Не уверен, скорее это где-то под Рiвне...
Alexey Guskov Дети учатся стрелять
Геннадий Колесник
Ты просто идиот.
Геннадий Колесник Обезьяночеловек
Аriy7777
Евгений не важно
твоя харя похожа на залупу, ну так и что?
Евгений не важно Обезьяночеловек
LEV ZHAVORONKOV
Не с Арарата ли?
LEV ZHAVORONKOV Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Всегда пожалуйста!
Виген Егиазарян Обезьяночеловек
Виген Егиазарян

---=новое на сайте=---

Москва субтропическая: как в…

Москва субтропическая: как в 1936 году представляли будущий облик столицы

17 авг, 20:22
0 0
Самолет для Хрущева и советс…

Самолет для Хрущева и советский Конкорд

17 авг, 20:21
0 0
Советский «хамелеон». Как по…

Советский «хамелеон». Как полковник Буняченко Родину предавал

17 авг, 20:20
+1 0
Неуловимый Буба. Что застави…

Неуловимый Буба. Что заставило Бориса Сичкина бежать из страны?

17 авг, 20:20
0 0
Как Анна Иоанновна покончила…

Как Анна Иоанновна покончила с русофобией в Смоленске

17 авг, 18:48
0 0
Последняя королева Мадагаска…

Последняя королева Мадагаскара Ранавалуна III

17 авг, 18:43
0 0
Троллинг 16 века

Троллинг 16 века

17 авг, 18:41
+1 0
Грузинское приданое России. …

Грузинское приданое России. Ни один народ ещё не был столь великодушно спасён на самом пороге исчезновения

17 авг, 09:34
+179 54
Операция «Коттедж» – самый к…

Операция «Коттедж» – самый курьезный американский провал в истории

16 авг, 20:01
0 0
Веское слово советского журналиста

Веское слово советского журналиста

16 авг, 20:00
+10 1
Керосин кончается, а Россия …

Керосин кончается, а Россия – нет. Побег из талибского плена

16 авг, 19:59
+1 0
Только одна фотография, толь…

Только одна фотография, только История...

16 авг, 19:56
+16 2
В каком году Сталин планиров…

В каком году Сталин планировал сделать бесплатный хлеб для всех?

16 авг, 19:54
+3 1
Как СССР бомбил Берлин летом…

Как СССР бомбил Берлин летом 1941 года

16 авг, 19:53
+1 3
Оккупация по-американски. Ст…

Оккупация по-американски. Сто лет назад армия США вторглась в Россию

15 авг, 23:02
0 1
Как Георгий Маленков был пра…

Как Георгий Маленков был правителем СССР

15 авг, 20:21
+1 2
Бой за высоту 776: как погиб…

Бой за высоту 776: как погибла 6-я рота псковских десантников в Чечне

15 авг, 20:20
-5 2
Ферганский погром 1989 года:…

Ферганский погром 1989 года: что не поделили узбеки и турки-месхетинцы

15 авг, 20:19
-8 14