Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Вы хотите запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Последние комментарии

Андрей Шеин
Владимир Константинович
Андрей Шеин
Сергей Витальевич Самоварщиков
Юрий Гогин
Невоюющий союзник Гитлера
19 янв, 13:04
+15 11
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Яндекс.Метрика
Популярное
Что помешало Красной армии закончить войну на 3 месяца раньше

Что помешало Красной армии закончить войну на 3 месяца раньше

12 января 1945 года началась Висло-Одерская наступательная операция советских войск на Берлинском направлении. В считанные дни германский фронт

22 янв, 15:01
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему в 1947 году СССР отменил смертную казнь

Почему в 1947 году СССР отменил смертную казнь

  В истории России уже бывали периоды, когда смертная казнь не применялась — например, в 18 веке во время царствования дочери Петра Первого Е

22 янв, 14:59
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему немцы избегали рукопашных боев во время Великой Отечественной

Почему немцы избегали рукопашных боев во время Великой Отечественной

«Пуля - дура, штык – молодец», - учил полководец Александр Суворов. Сегодня, в век технологий, эта фраза звучит скорее иронично, как символ кон

22 янв, 14:58
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Россия vs США: сколько раз дело между странами доходило до военных действий

Россия vs США: сколько раз дело между странами доходило до военных действий

Россия (и СССР) и США никогда официально не воевали друг с другом. Но неоднократно были эпизоды, когда вооружённые силы и нерегулярные вооружён

22 янв, 14:57
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Меня хоронили трижды»

«Меня хоронили трижды»

95-летний полковник Пруссаков — участник Великой Отечественной и свидетель истории — о самом страшном годе и большой любви   Фото: Анн

22 янв, 14:42
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
ВХОД НА САЙТ

О планировании в СССР, реформе Косыгина и корпоративном планировании

развернуть

О планировании в СССР, реформе Косыгина и корпоративном планировании

 На Конте одним из пользователей опубликована статья, в которой, наряду с какой то непонятной ерундой в адрес "бывших комсомольцев", которые неспособны к "долговременному планированию" заявляется, что вот, мол, сейчас наша страна возвратилась к такому  планированию и составляет долговременные планы работы народного хозяйства.

     Как доказательство этого, заявляется , что сейчас любая корпорация ведет планирование своей работы, имеет в своем составе соответствующий отдел и так далее.

    Да, конечно, имеет. Но!

    Планирование в СССР в период до реформы Косыгина - Либермана и после нее - огромная разница. До реформы планирование было направлено на обеспечение нормальной работы единого народнохозяйственного комплекса СССР, при этом убыточность одного какого то участка, отрасли экономики или отдельного предприятия компенсировалась повышением отдачи другого участка или отрасли. Важен был общий результат - повышения уровня жизни граждан страны, снижение цен на основные товары и услуги , рост уровня обороноспособности государства, короче , развитие страны.

     После реформы, когда полученная прибыль стала одним из главных критериев работы предприятий и отраслей, эта направленность на достижение общего конечного результата исчезла.

    Каждая отрасль стала добиваться роста своих "показателей", не принимая во внимание - а как их рост отразиться в общем на экономике страны, на жизни людей? При этом отражалось все это не только на макроэкономическом уровне, а на самых обыденных, повседневных делах.

     Приведу пример:

     Я начал свою трудовую деятельность в 1965 году, в то самое время, когда в стране начала проводиться эта реформа, поступив на швейную фабрику учеником электрика.

     На фабрике работало в смену около двух тысяч человек, естественно, им нужно было добираться до работы. Смена начиналась в 7 часов утра, и люди спокойно ехали на работу на общественном транспорте, на автобусе, которые, хотя и были полными, вполне успевали привезти всех к началу смены - одновременно перевозя и остальных пассажиров. Для снижения давки в это время АТП выделял дополнительные автобусы на маршруты.

     Точно то же самое было в конце смены.

     Но - провели реформу, и главным показателем стала прибыль автотранспортного предприятия. АТП - владелец автобусов, заключило договор с фабрикой о том, что оно с такого то по такое то время будет перевозить только работников фабрики, подавая автобусы на определенные остановки, а после смены - к проходной фабрики, за что фабрика стала платить ему деньги.

     Прибыль АТП возросла, но автобусы это предприятие для перевозки рабочих снимало с городских маршрутов, и в результате в период пересмены на фабрике количество автобусов на них уменьшалось, что приводило к большим очередям на остановку и давке в оставшихся машинах.

     Более того, поскольку деньги от фабрики за предоставление пяти автобусов поступали АТП стабильно, у него пропал стимул для поддержания необходимого количества автобусов на линиях.

     Вот таким образом непродуманное планирование работы, направленное только на достижение максимальной прибыли, привело к ухудшению качества обслуживания населения.

     Или другой пример. До 60х годов стандарт на лампочки накаливания в СССР определял, что они должны выпускаться на напряжение 230 вольт, в результате они при нормальном использование работали по 5-10 лет (у моих родителей в доме одна лампочка горела лет 15). Поэтому сбыт лампочек был затруднен, создалось затоваривание в магазинах. 

     Вместо того, чтобы просто сократить их выпуск, соответствующее министерство продавило изменение ГОСТа, и лампочки стали выпускаться уже на 220 вольт (технические подробности об уменьшении диаметра вольфрамовой нити оставим в стороне), в результате чего срок службы лампочек стал год-два, а то и меньше. В результате, при тех же ценах, сократив расход материала на производство и увеличив продажи, министерство добилось роста показателей выпуска и роста доходов.

     Чисто ведомственная задача была выполнена, но стало ли лучше от этого всему начелению страны?

     И таких фактов - множество. Там отменили маршрут автобуса в какое то из сел - нерентабельно, в другом месте закрыли сельмаг - раз в несколько дней приедет автолавка, и так далее.

     Это было еще при СССР, и именно потому, что просто изменили приоритет показателей в статистике, а также порядок снабжения предприятий, что, естественно, отразилось и на планах.

     То же самое и сейчас - да, на уровне госкорпораций и госпредприятий, возможно, и ведется какое то планирование - но направлено он сугубо на достижение своих ведомственных целей. При этом даже предприятия оборонного комплекса своей основной задачей ставят - прибыль, и только строгий госконтроль может удержать их от бесконтрольного повышения цен на свою продукцию и внедрения в технику ненужных функций, удорожающих ее.

     Что уж говорить о коммерческих предприятиях?

     Тоже пример. В 2005 году одна из известных итальянских фирм - изготовителей бытовой техники запустила в России завод по производству масляных отопительных радиаторов.

     Завод на трех линиях мог выпускать до 1000 000 радиаторов разных марок в год. До 2013 года завод работал в две смены, на нем работало до 200-250 человек. Качество изделий было намного лучше, чем на выпускаемых подобными заводами в Китае.

     Но - срок службы радиатора, по ТУ завода , не менее 5 лет, на самом деле они работают и по 10 лет. В результате за 8 лет работы Россия была насыщена ими, и их банально перестали покупать - возник кризис перепроизводства. За границу вывозить их фирма не могла - там реализовывалась продукция Китайского завода.

     В результате завод был просто закрыт, люди уволены.

     Вот так выгладит то самое корпоративное планирование, о котором как о положительном явлении пишет автор статьи.

     Только в том случае, если планирование будет направлено на достижение общей цели для всех отраслей страны - на улучшение качества жизни населения страны, тогда оно достигнет нужной цели, и именно такая экономика может считаться плановой социалистической экономикой.

      Если же планирование преследует только цель повысить доходность, прибыльность предприятия - это просто элемент капитализма, направленный на увеличение доходности бизнеса, и не более. И даже при таком планировании капиталистическая экономика ни в коей мере не свободна от присущих ей экономических потрясений.


Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовано 03.11.2018 в 22:47
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
дмитрий
дмитрий 5 ноября 18, в 07:04 Допланировались на благо народа , что жрать было не чего. Одежды ни какой .Дома были  полное говно. Крепостное право в виде прописки , у крестьян не было паспортов. И так далее. В результате всем это планирование осточертело и сбросили этих горе планировщиков. Текст скрыт развернуть
-4
Елена Георгиевна Борисова
Елена Георгиевна Борисова дмитрий 5 ноября 18, в 07:23 Вы думаете, что все, кто жил в СССР, уже умерли, и некому сказать, что вы написали совершенную чушь? Поторопились. Мы-то помним, что и жрать было вдосталь, только с деликатесами бывали проблемы, да мясо там, где 2х кг в месяц на человека не хватало, покупали на рынках. И голыми не ходили. Когда я в 91 приехала в Австрию, соседки спрашивали, где сшито то прекрасное пальто, в котором я приехала. А сшито было в Москве, куплено в Малаховке.
Текст скрыт развернуть
6
дмитрий
дмитрий Елена Георгиевна Борисова 6 ноября 18, в 08:15 Ну да и  на митинги выходили от обжорства и изобилия. Типа чего то мы все зажрались .А давайте хоть страну развалим , что ли. Да и ещё очередь в макдак была огроменная до не приличия это такой флешмоб был. Перечислять ещё вам . Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Витальевич Самоварщиков
Сергей Витальевич Самоварщиков дмитрий 7 ноября 18, в 14:11 Митинги начались после "перестройки" Текст скрыт развернуть
0
дмитрий
дмитрий Сергей Витальевич Самоварщиков 7 ноября 18, в 19:31 Митинги начались во время перестройки. Текст скрыт развернуть
1
Сергей Витальевич Самоварщиков
Сергей Витальевич Самоварщиков дмитрий 8 ноября 18, в 13:39 Я имел в виду, после объявления её начала. По-настоящему мы не перестроились по сю пору. Текст скрыт развернуть
0
дмитрий
дмитрий Сергей Витальевич Самоварщиков 8 ноября 18, в 14:59 Согласен на все 100 Текст скрыт развернуть
0
Слава Тимофеев
Слава Тимофеев 5 ноября 18, в 07:10 В общем всё верно, но с лампочками пример неудачный.
По ГОСТу лампы 220 В выпускаются на напряжения 210-215, 215-225, 225-230В и тогда и сейчас. Это написано на любой лампе накаливания. Только кто же их сейчас проверяет? Часто попадаются лампы, на которых юбка прогибается от пальца.
Текст скрыт развернуть
1
Nikolia Vovchenko
Nikolia Vovchenko Слава Тимофеев 6 ноября 18, в 20:43 Не забывайте,что этот пример привел ученик электрика 65 года.Тогда и гост был другой и ученик похоже так ничему и не научился...Только кроме ГОСТа был еще и ТУ и....каждый раз с изменениями ГОСТа  изменялась и такая "маленькая вещь" как коэффициент перегрузки...а с 64 года она составляла 4 и лампа накаливания служила лет 10- 15 если не было скачков напряжения выше 250 В
Текст скрыт развернуть
0
Елена Георгиевна Борисова
Елена Георгиевна Борисова 5 ноября 18, в 07:28 Автор обратил внимание на принципиальное отличие соцэкономики от "обычной": единый комплекс ориентирован на удовлетворение нужд. Очень важная особенность,  и именно для наших дней, когда рыночная прекращает существование. Но видимо, вписывание ее в те послевоенные условия было крайне непростой задачей. Ведь и дискуссия, Сталиным объявленная, по учебнику экономики, так и не завершилась. Либерман с Косыгиным пошли по единственному видимому тогда пути: стимулирование через прибыль. Сегодня нужно хотя бы в теории искать другие варианты. А то придут к власти коммунисты, а воплощать свою программу не смогут.
Текст скрыт развернуть
1
Михалыч .
Михалыч . 5 ноября 18, в 07:53 Во-первых для оценки эффективного планирования должен  быть единственно верный показатель - качество жизни людей. Во-вторых планирование должно быть комплексным: пронизать все сферы деятельности государства ( разные отдельные программы при наложении на региональные планы их дублируют и создают возможность коррупции). В-третьих статистические и надзорные организации не должны подчиняться органам власти, а состоять из представителей оппозиционных партий. В-четвертых в наш век уже анахронизмом является то, что бюджет зависит от влияния на него конкретных людей, есть мировые критерии соотношения затрат по определенным отраслям, которые один раз должны быть утверждены Госдумой и по ним должны формироваться бюджеты с учетом определенной суммы расходов в распоряжении Президента на случай форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, война...) И будет нам счастье! Текст скрыт развернуть
1
Александр
Александр 5 ноября 18, в 08:47 Именно этим и отличается капитализм от социализма.Целью производства.Капиталиста не интересует ничего,кроме прибыли. Хрущёв,по глупости или сознательно,включив прибыль в показатели работы предприятия,развернул экономику СССР к реставрации капитализма.Всё остальное было делом времени.Кстати,Госпланом СССР планировалось около тысячи позиций плана,всё остальное,а это миллионы позиций,планировалось на местах и собиралось в Москву. Текст скрыт развернуть
3
Вадим Будюк
Вадим Будюк 5 ноября 18, в 11:47 Очень верная мысль, - экономика социализма и капитализма по природе своей разные, и сравнивать их можно только условно. Одна служит общей идеи соц. государства, другая - прибыли отдельной личности. Разница - очевидна! В общем, управлять экономикой - это, в высшей степени, - творчество, идеология, искусство. У нас же управляют ею формальные бухгалтеры, а они должны быть лишь технологическим инструментом в руках "вождя" (идеологии). - Нет объединяющей всю экономику идеи, - нет чёткой мысли, размаха планов и критерия "добро-зло" для страны, народа. Безответственность чудовищная, много болтовни! Текст скрыт развернуть
4
Марлен
Марлен 5 ноября 18, в 13:07 Мы забываем что есть экономика социальная-целью которой есть удовлетворение постоянно растущих потребностей людей ,есть экономика капиталистическая -её цель- удовлетворение  постоянно растущих потребностей хозяев и есть экономика Медведева-как будут жить "наши" дети. Текст скрыт развернуть
0
Nikolia Vovchenko
Nikolia Vovchenko Марлен 6 ноября 18, в 20:52 Вы "немного" ошибаетесь из-за недостатка знаний.Ваш "пример" занимается в лучшем случае саботажем экономики...только не все так просто в данном "королевстве"и с подобными персонажами можно пока что "договариваться"....как в той загадке про запятую
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Пимкин
Виктор Пимкин 5 ноября 18, в 16:04 Практика подтвердила, что долговременное планирование при социализме или капитализме может споткнуться  о любой, даже малозначительный фактор. Даже такое явление, как перепроизводство или недопроизводство, как это не странно, грозит кризисом каждой системе. И не всегда попытки управленцев высшего звена вручную управлять подобными процессами  могут удержать их от срывов.  Законы экономики одинаковы для всех политических систем. Важно, чтобы у  руля государства стоял политик, который за свою страну, за свой народ, а не за систему со всякими измами Текст скрыт развернуть
-2
Валерий
Валерий 5 ноября 18, в 20:05 В одном из постов прочитал, что советскую плановую систему погубила лавина, выполненных на бланках всяких отчетов с мест и невозможность из-за этого вносить правильно и вовремя коррективы. Возможно, так и было. А если бы тогда существовала электронная отчетность? Текст скрыт развернуть
2
VITTORIO
VITTORIO Валерий 5 ноября 18, в 20:59 Вы правы. В СССР действительно было огромное количество отчётной документации. Но она, практически, не влияла на ритм и результата производства. Всё начало ухудшаться после отказа от сталинской системы экономики. Текст скрыт развернуть
1
Юрий Слитинский
Юрий Слитинский VITTORIO 6 ноября 18, в 09:25 Не совсем с Вами можно согласиться, лишние отчёты только отвлекают от работы, а обрабатывать их не успевают!!! Действуют методом пальцем в небо вместо научного, а это приводит к штурмовщине и как результат - браку, т.е. продукции которая не будет реализована, или что ещё хуже за неё заплатят деньги, а поскольку использовать её не возможно ляжет на потребителя тяжким грузом.
Текст скрыт развернуть
0
Nikolia Vovchenko
Nikolia Vovchenko Валерий 6 ноября 18, в 20:59 Не помогло бы....от того что и тогда и теперь существовали ПРИПИСКИ и желание разных персонажей "подняться по леснице",получить" награду" и прочая
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 22
Комментарии Facebook

Комментарии к фото

Вадим Мисюк
это кто? Дарвин?
Вадим Мисюк Обезьяночеловек
И тут не скажу Не скажу
Кретин.
И тут не скажу Не скажу Обезьяночеловек
александр фадеев
Ого го детёныши уже с бивнями слонов ... смешно...
александр фадеев мамонты
Alexey Guskov
Не уверен, скорее это где-то под Рiвне...
Alexey Guskov Дети учатся стрелять
Геннадий Колесник
Ты просто идиот.
Геннадий Колесник Обезьяночеловек
Аriy7777
Евгений не важно
твоя харя похожа на залупу, ну так и что?
Евгений не важно Обезьяночеловек
LEV ZHAVORONKOV
Не с Арарата ли?
LEV ZHAVORONKOV Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Всегда пожалуйста!
Виген Егиазарян Обезьяночеловек
Виген Егиазарян

---=новое на сайте=---

Что помешало Красной армии з…

Что помешало Красной армии закончить войну на 3 месяца раньше

22 янв, 15:01
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему в 1947 году СССР отме…

Почему в 1947 году СССР отменил смертную казнь

22 янв, 14:59
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему немцы избегали рукопа…

Почему немцы избегали рукопашных боев во время Великой Отечественной

22 янв, 14:58
+1 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Россия vs США: сколько раз д…

Россия vs США: сколько раз дело между странами доходило до военных действий

22 янв, 14:57
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Меня хоронили трижды»

«Меня хоронили трижды»

22 янв, 14:42
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как на территории Великой Бо…

Как на территории Великой Болгарии возникла Киевская Русь

21 янв, 16:00
+2 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Гражданская война в Китае: к…

Гражданская война в Китае: как Советский Союз спас зарождающуюся КНР

21 янв, 15:58
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Василий Цымбал: как советски…

Василий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО

21 янв, 15:58
+6 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Трофейные бригады Красной Ар…

Трофейные бригады Красной Армии: как работали «охотники за нацистскими ценностями»

21 янв, 15:57
+3 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Геноцид индейцев англосаксон…

Геноцид индейцев англосаксонским либерализмом

20 янв, 23:06
+4 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как Специальный полк морской…

Как Специальный полк морской пехоты ВМС СССР воевал в Афганистане...

20 янв, 18:33
+13 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему провалились все покуш…

Почему провалились все покушения на Сталина?

20 янв, 18:14
+12 11
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Сталин решал проблемы быстро…

Сталин решал проблемы быстро, спокойно и эффективно. Ковпак рассказывает случай

19 янв, 22:49
+637 275
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Невоюющий союзник Гитлера

Невоюющий союзник Гитлера

19 янв, 13:04
+15 11
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
За кадром фильма «Белое солн…

За кадром фильма «Белое солнце пустыни»

19 янв, 12:28
+49 14
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
АЗЛК и ИЖ: история противостояния

АЗЛК и ИЖ: история противостояния

19 янв, 12:27
+5 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
От Брестской унии до Томоса.…

От Брестской унии до Томоса. Не отменить ли нам решения Переяславской рады?

19 янв, 11:13
+10 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Почему в гражданскую войну в…

Почему в гражданскую войну в США Россия единственная из великих держав поддержала Север

18 янв, 12:34
+9 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0