На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Золотая Звезда номер 1102

«Удивительная биография этого человека захватила меня», - говорил Борис Полевой, рассказывая о своей «Повести о настоящем человеке», в которой он, пусть и с неточностями, описал подвиг Алексея Маресьева – безногого лётчика-истребителя. Собственно, если кто-то вдруг не знает о ком идёт речь – срочно читать книгу! А есть ещё и фильм.

После выхода «Повести» жизнь Алексея Петровича прочно переплелась с книжным образом: лётчик даже не обращал внимания, когда его называли как в книге – Мересьевым. Свои характер и упорство Алексей показал ещё в юности: он с детства мечтал стать пилотом, но против был сам организм. Мешали ему ноги –  в детстве переболевший тяжелой формой малярии Маресьев получил осложнения в виде ревматизма ног. Сам он вспоминал, как вместо путёвки в лётное училище отправился в Комсомольск-на-Амуре, на комсомольскую стройку. Врач обнадёжила: в новом климате болезнь могла отступить. Её прогноз сбылся и будущий герой смог пройти медкомиссию, сначала став авиатехником, а потом и лётчиком.

И-16

В Июле 1941-го его отправили в истребительный полк, уже в августе на своём И-16 он совершил первый боевой вылет, осенью освоил Як-1. За зиму и раннюю весну 1942-го сбил 4 самолёта, среди которых был и «Мессершмит»: Алексей Петрович был награждён Орденом Красного Знамени. 4 апреля его Як-1 был окружен немецкими истребителями, которые попытались заставить его сесть. Маресьев смог вырваться, но получил повреждение двигателя, который вскоре отказал. Попытка спланировать на замёрзшее озеро окончилась неудачей, лётчика выбросило из самолёта, он получил повреждение ног, а потом 18 дней пробирался по фактически зимнему (апрель 1942 в Новгородской области выдался морозным) лесу – пытался идти, но травмы не позволили, позже к ним добавилось обморожение. Алексей смог проползти 12 километров.

Як-1

Его подобрали жители деревни Плав, выхаживали несколько дней и смогли дать знать советскому командованию о раненом лётчике. В Госпитале Маресьев оказался спустя 4 недели после падения: ноги было уже не спасти – начались гангрена и заражение крови. Жизнь пилоту спас профессор Николай Теребинский, принявший решение прооперировать умирающего лейтенанта – ампутировать ноги до уровня голеней. Второй раз в жизни ноги мешали Алексею Петровичу подняться в небо, только в этот раз климат помочь уже не мог.

Александр Прокофьев-Северский

Соседи по палате показали Маресьеву заметку об Александре Прокофьеве-Северском, русском морском лётчике-асе времён Первой мировой, летавшем без одной ступни. Прокофьев-Северский стал для Маресьева примером, показавшим, что невозможное возможно. Мечтающий вернуться в небо инвалид буквально ожил, начал возвращать себе физическую форму и заказал протезы, стал заново учиться ходить и даже танцевать. Начались медицинские комиссии, где уже способный бегать кроссы Маресьев получал отказы после безрезультатных попыток доказать, что он способен вновь взять в руки штурвал истребителя. Через шесть месяцев после ампутации ему наконец улыбнулась удача – генерал-лейтенант авиации Белоконь всё же направил Маресьева в лётную школу, где тому предстояло снова пройти весь курс обучения и доказать свою способность летать.

Сумевший пройти обучение и вновь ставший лётчиком Алексей Петрович наконец был направлен на фронт. Назревало грандиозное сражение на Курской дуге, но фронтовики совсем не хотели пускать пилота с протезами в небо. Удача снова улыбнулась – встретился земляк, командир эскадрильи Александр Числов, позвавший его к себе. Только после этого комэск узнал об особенности Маресьева, но Алексей Петрович ухватился за шанс и предложил испытать его. На учебный бой командира эскадрильи с безногим пилотом смотрел весь полк. После этого ещё месяц Маресьева не пускали в бой – он должен был обеспечивать безопасность аэродрома.

Наконец начались бои: 6 июля 1943 года Маресьев сбил свой пятый самолёт – ещё один сто девятый мессер. Спустя две недели он за один бой сбил сразу два Фокке-Фульфа 190 и спас жизни двум нашим пилотам. За это его представили к званию Героя Советского Союза – Маресьев получил Золотую Звезду под номером 1102. После этого Василий Сталин предложил ему перевестись в Москву, в штаб ВВС. Маресьев поблагодарил, но попросил повременить с переводом – лётчик считал, что получил звание героя как бы авансом. Золотой Звездой лётчики награждались за подвиг (как раз его случай) или за количество сбитых больше 10. Алексей Петрович к тому моменту имел только 8 воздушных побед, поэтому решил всё же довести боевой счёт до необходимого количества. Да и гордость не позволяла допустить слухов о Золотой Звезде по причине инвалидности. Доведя счёт до 11 сбитых, Маресьев, уже майор, перебрался в Москву, где занялся обучением молодых пилотов, тем более опыт обучения у него был богатый: прошёл две лётных школы, перед войной сам был инструктором.

Уже в 46-м году Алексей Петрович ушел в отставку и продолжил работу в спецшколе ВВС, откуда уволился в 53-м. В 56-м стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 83-м – первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до самой своей смерти.

После войны Маресьев не перестал поддерживать себя в отличной физической форме: занимался лыжами. Коньками, велосипедом и плаванием – находясь в санатории под Куйбышевом (Самарой) он смог переплыть Волгу (2200 метров) за 55 минут.

Алексей Петрович был не единственным лётчиком того времени без ног – нельзя не вспомнить про безногих лётчиков Леонида Белоусова, Захара Сорокина. Аналогичный пример мужества продемонстрировал и британский ас Дуглас Бадер. Без одной ноги летали лётчики-исребителиь Александр Грисенко и Иван Киселёв, бомбардировщик Илья Маликов, Фёдор Маслов. У немцев и японцев тоже были одноногие пилоты – пикировщик Ганс-Ульрих Рудель, истребитель Хиноки Йохеи.

Но Алексей Мересьев вписал своё имя в историю не только возвращением в авиацию после потери ног: его деятельность в Советском комитете ветеранов войны оставила заметный след в сердцах прошедших ту войну. Но было ещё одно дело, как считал сам Маресьев – самое важное.

С 1947 года 9 мая был обычным рабочим днём. 17 апреля 1958 года Маресьев направил в ЦК КПСС письмо, в котором предложил отметить 9 мая торжественными собраниями по всей стране. Годами Маресьев обивал пороги и всё же добился особого статуса для ветеранов Великой Отечественной, а День Победы стал государственным праздником только в 1965 году. В 1967 году, по совместной инициативе Алексея Петровича и писателя Сергея Смирнова, в Москве появился мемориал неизвестному солдату, где 8 мая зажгли Вечный Огонь.

Л.И. Брежнев зажигает Вечный огонь

Алексей Петрович проработал до последнего дня своей жизни. Его не стало 18 мая 2001 года, за 2 дня до 85-летнего юбилея. Всю свою жизнь он испытывал огромную боль – сначала от ревматизма, потом от протезов. Всей своей жизнью он демонстрировал несгибаемый дух русского человека, совершая невозможное и вдохновляя других. Год за годом он заботился о других и занимался патриотическим воспитанием молодёжи. Настоящий Человек!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх