На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

Что стало с советскими летчиками, которые сбегали на боевых самолетах на Запад

Человеку всегда кажется, что лучше там, где его нет. Во времена существования СССР многие граждане социалистического лагеря пытались нелегально перебраться на Запад. Кого-то из них встречали тепло, кого-то прохладно, но больше всех ценились угонщики военных самолетов. Для них воздушные ворота Запада были открыты всегда.

В эмиграцию на боевом истребителе

Несмотря на декларируемые на Западе ценности демократии, далеко не все перебежчики принимались одинаково хорошо. Особенно это касалось угонщиков воздушных судов. В том случае если перебежчики похищали гражданский авиалайнер, то им рады не были. Их даже могли вернуть обратно.

Иное дело военные самолеты. Учитывая, что в советское время отечественная авиационная техника являлась лучшей в мире, за ее новейшими образцами велась самая настоящая охота. В том случае если пилот, изменив Родине, доставлял боевую машину на Запад, его готовы были носить на руках. Особенно ценились истребители семейств Су и МиГ. При этом надо отдать должное советским летчикам, предатели среди них попадались крайне редко. В основном, прихватив с собой боевую машину, из социалистического лагеря бежали представители стран Восточной Европы. Венгры перебирались в Австрию и Италию на советских МиГ-15 и МиГ-21, а поляки на этих же самолетах норовили удрать в Швецию. Встречались случаи перехода на сторону потенциального противника вместе со своими самолетами у пилотов ГДР и Румынии. Не лучшем образом выглядели пилоты союзных стран: КНДР, Афганистана, Ливии, Сирии и Кубы. Причем угоны военных воздушных судов происходили и после распада СССР.

Последний подобный случай произошел в январе 2013 года, когда пилот Сирии перелетел в Турцию на МиГ-23. При этом необходимо отметить, что принимающую сторону порой интересовали даже не столько технические новшества самолетов, сколько система «свой-чужой», коды которой регулярно меняются.

Судьба предателя

Самое интересное, что судьба большинства пилотов-перебежчиков после побега из СССР оказывалась крайне туманной. Чаще всего они просто бесследно исчезали в недрах западных спецслужб. В 1961 году один из советских летчиков на Су-9 сбежал в иранский Абадан. Его самолет тут же окружили сотрудники разведки США. Истребитель в течение суток разобрали на части и в таком виде отправили за океан. Вслед за ним после беседы с офицерами отдела иностранных технологий МО США последовал и пилот. Больше о нем никто ничего не слышал. Аналогичная судьба постигла в 1989 году Александра Зуева, сбежавшего на МиГ-29 в турецкий Трабзон. Хотя самолет по жесткому требованию СССР вернули, летчик получил политическое убежище в США, где вскоре погиб в авиакатастрофе.

Горе-техник

В то же время самой удивительной историей с угоном самолета за рубеж можно назвать ту, что произошла 27 мая 1973 года с 23-летним Евгением Вронским. Дело в том, что угонщиками военных самолетов обычно являются их собственные пилоты. Что, в общем-то, логично. Но в данном случае все обстояло совершенно иначе. Евгений Вронский служил военным техником по обслуживанию истребителей, но сам на них никогда не летал. Тем не менее желание оказаться за кордоном у молодого человека было настолько велико, что он решился на угон Су-7Б. Хитрый техник попросил своего приятеля дать ему потренироваться на летном тренажере. Получив простейшие навыки управления истребителем, Вронский проник в боевую машину, завел турбины и пошел на взлет. Сотрудники аэродрома были в шоке. Истребитель неровными рывками проехал по взлетно-посадочной полосе, взлетел и стал набирать высоту, даже не убрав шасси. Любому было понятно: за штурвалом дилетант. При этом тот факт, что механик, впервые севший в кабину пилота, сумел взлететь, уже выглядит как чудо. Направился угонщик в сторону Берлина, благо тот находился прямо по курсу самолета. Однако командование ВВС не собиралось отдавать в руки потенциального противника очередную боевую машину. На перехват поднялись 32 истребителя с территории ГДР. Но беглец опять каким-то чудом сумел проскочить сквозь них. Понимая, что приземлиться он не сможет, Вронский катапультировался над территорией ФРГ. Приземление прошло удачно. Технику-предателю предоставили политическое убежище, но дальше его следы теряются…

Дмитрий Соколов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх