На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...
  • Олег Зайчиков
    https://youtu.be/H2bWHvsVJ9k?si=nYbJUVveK2vqoMPu&t=4Отец и сын против...

БУЛГАРЫ И МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Благодаря некоторым историкам-фантастам у читателя сложилось представление о булгарах как о народе-домоседе, тихо и неприметно жившем в глухом лесном районе при слиянии могучих рек – Волги и Камы. Но это мнение – глубокое заблуждение, не имеющее никакого отношения к настоящей истории.
В действительности, государство булгар тысячелетиями охватывало огромную территорию от Дуная до Енисея, а размах булгарских расселений, походов, экспедиций и торговых поездок был еще более широк: от Парижа и Рима до Хуанхэ и Америки и от Исландии и Северного Ледовитого океана до Египта и Индии. 0б этом свидетельствуют древнейшие булгарские хроники, сохранившиеся в летописном своде «Джагфар тарихы» (1680 г.) бахши Имана, а также итальянские, французские, немецкие, китайские, испанские, скандинавские, греческие, месопотамские, индийские, среднеазиатские, египетские, персидские, арабские и другие источники. 06 этом говорит также одно из прозвищ легендарного предка булгар – Хишдек (Иштяк), означающее «часто меняющий место обитания, много путешествующий».
Наиболее полно о древних булгарах, их обычаях и мифах рассказал в своей книге «Хон китабы» великий булгарский поэт Мохаммед-Гали (выдержки из его труда дошли до нас в летописи Гази-Бабы Худжи), поэтому в этой статье мы будем опираться на его данные.
Согласно Кул Гали, уже 35 тысяч лет назад огузо-тюркские и сакланские (североиранские) предки булгар заселяли Волго-Урал, который называли Ара (Арья) или Ура (от этого названия произошли слова Туран, Урал, арья, иран-ирон, боевые кличи ура, уран и др.). Себя же они называли жителями Ура – арья (арийцы). Крайний север Ура предки булгар называли тун кыры ''мерзлая степь'' (отсю-да — «тундра»), северные лесостепные области – чулман, лесные области —урман, южную лесостепь – сэбэр (отсюда – название Сибири и булгарского рода сэбэр), степные области – кыр, южные, пустынные – кубэ, кум.

Вначале, в Ледниковую эпоху, арийцы жили в пещерах Ураль-ских гор (как показали исследования казанского ученого Фирдаус-ханум Салиховой) и сражались с «потомками злых духов» – убырами(человекообразными обезьянами). Когда ледник стал отступать, люди заселили и равнины Волго-Урала. Но благодарная память о гостеприимных Уральских горах, которые с самого начала называли Арал (Урал), навсегда сохранилась в сердцах булгар и переросла в поклонение горам.

Память о Ледниковом периоде булгары сохранили и в мифе о добром духе (диу, див) – алпе (алыпе) Мардукане-Карге (карга по-булгарски означает и «грач», и «ворон»). Однажды, рассказывается в этой легенде, злые духи – йореги (джинны) во главе с владыкой Подземного мира Албастыем (Тама или Тиме-Тарханом) решили погубить людей и воздвигли высокую стену, закрывшую Солнце. На Земле восцарились мрак и холод, она стала леденеть, а все живое на ней гибнуть. Тогда добрый алп Мардукан-Карга вместе со своими сыновьями Саком и Соком стал разбивать «стену джиннов», но через некоторое время лучи близкого Солнца стали обжигать его. Тогда он послал своих сыновей домой за медом, который мог защитить их от ожога. Но Сак и Сок испугались опасности и спрятались в ночи. Сорок дней ждал их Карга, а затем, в одиночку, разбил стену. Он вспыхнул от жара Солнца, но свет и тепло вернулись на Землю и оживили ее. Жена Карги Чак-Чак прокляла детей за измену отцу, и Всевышний навсегда оставил их в мире мрака. Сак и Сок раскаялись и хотят попросить прощения у матери, летящей вместе с Солнцем, но не могут перейти границу тьмы и догнать ее. А душа алпа Мардукана, по воле Творца, с той поры живет в одном из грачей (воронов), каждый год прилетающих весной в Волго-Урал...


Уральские горы



Более 15 тысяч лет назад сложился союз семи арийских (огузо-тюркских и сакланских) племен, который назвали идель«семь (иде) племен (эль)». Главным занятием арийцев-идельцев вначале была охота на мамонтов (аслан), шерстистых носорогов (аждаха), большерогих оленей (ямал), китов и тюленей (байгул), моржей (су-аждаха), зубров (атбуга), пещерных медведей (абада, иногда – убыр). Поэтому предки булгар глубоко уважали опытного ночного охотника – волка. Вначале идельцы называли волка маг (мак, мэк, мог), но после приручения собаки стали называть волка магол«маг-царь (ол~ал)», а собаку – эмэк или оймэк «домашний (э~ой) волк (мэк)». Постепенно волк стал считаться добрым дивом – алпом, предком и охранителем (тотемом) идельцев. Алп Волк был духом Луны, охоты, дарителем славы, удачи, победы (барын) и власти (трун), почему идельцы дали ему немало имен: Магал, Булг «Черный, Темный» (так как Волк был ночным охотником), Барын (то есть дарующий барын), Син (Чин, Тин), Синби, Синдиу, Айчин (Афшин) «Лунный Чин», Хон (Хин), Кур (Гур), Бури (Буре), Айбури «Лунный Бури», Мамиль (Мамли) «Кормилец»...



Главный тотем и покровитель булгар



Позднее, когда булгарское общество познакомилось с южными районами, где господствовали «охотники» из семейства кошачьих, булгары придали алпу Волку способность превращаться и в льва (барса, леопарда) и стали называть своего доброго духа Барысом (Барсом). Любопытно, что при этом живого льва северяне-булгары называли вначале улуг мак«большой волк», и только значительно позднее дали льву название арслан (первоначально это слово у булгар означало «чудовище, дракон»).

Своим огненнооким взглядом алп Бури мог сжечь или превратить в камень, испугать или умертвить воров и прелюбодеев.
Помимо прочего, алп Волк охранял булгар. Булгарская легенда, рассказанная Гали, гласит, что однажды убыры полностью истребили идельский род богатырей – эльбиров, бывших главными защитниками всех прочих более слабых идельских родов. Единственного уцелевшего эльбира – младенца, сына вождя идельцев – победители-людоеды решили съесть и бросили его в газан (котел). Но алп Бури не допустил гибели мальчика. Он придал сил смертельно раненной матери ребенка, и она последним своим движением столкнула котел с сыном в реку. Река по воле духа речной воды Су-Анасы отнесла котел к большому и непроходимому болоту. Здесь Су-Анасы обернулась лебедем (гусем) и позвала на помощь своего мужа – алпа Бури. Волк не смог сам пробраться к котлу с ребенком, поэтому загнал в болото оленя (лося) и велел ему достать младенца. Олень принес мальчика, и одна волчица по воле Бури выкормила принца, которого стали называть и Газан, и Магулы «Сын Мага-Волка», и Бурджан «Волчья Душа», и Чингиз (Тингиз, Магис) «Подобный Волку»...
Газан стал могучим богатырем и возобновил идельский род эльбиров, который стали также называть и бурджан, и наубури («невры») «новые волки». Так как из этого рода выходили цари булгар, надевавшие особые царские шапки дуло, то его называли и дуло (вначале шапка дуло – полусферической формы и с меховой опушкой – была жреческой, но после того, как она стала булгарским царским венцом, жрецы стали носить высокую и конусовидную шапку тудуло «высокое дуло»)...

Булгарская царская шапка


Благодаря алпу Волку булгары первыми на земле овладели мастерством обжига глины и выплавки металлов. 0б этом так рассказывает булгарский миф. Когда булгарский богатырь Боян-Аудан с друзьями убил в глубокой пещере злого дива Тама (Тиме)-Тархана, ударив палицей (ташбаш) по самому слабому месту железнотушего йорега – глиняным коленям, то огромное тело этого йорега завалило выход из Подземного мира. Тогда алп Бури своим огненным взглядом обжег и расплавил тушу злого дива. Этим Волк научил булгар обжигать глину и выплавлять металлы. В память об этом булгары стали называть бронзу (и вообще все металлы) айбар~абар~ибер (от «Айбури»), медь – бакыр (от «Бу-Кара» — «Господин Волк»), а железо – тимер (от «Тиме»). Печь по обжигу кирпичей и посуды из глины булгары назвали курпэс«волчья (кур) печь (пэс)». А от названия этой печи произошло уже слово «кирпич».

В знак почитания и принадлежности к роду алпа Волка идельцы давали своим детям имя Чингиз (Тингиз), делали его изображения – Могун, носили «волчьи шапки» — бурек и изображали волчью голову на своем знамени, почему этот стяг называли булгар (балкар) «черная или волчья (булг-балк) голова (ар)». Когда иделыды в своем продвижении от Урала на запад достигли большой реки, то и ей дали название Булга, которое стали осмысливать позднее только как «Черная, Темная». От Булга произошло современное название этой реки – Волга (как от арийского булг – русское «волк»).
Всю же Волго-Камскую речную систему булгары вначале называли Ра (Ранга, Раха) или Ас-Туркан. Булгары помнили об этом имени до XIII века. Так, в XII веке нижневолжский булгарский город получил название Ас-Туркан (позднее имя этого города было переосмыслено в «Ас-Тархан» и приняло форму «Астрахань»). А в 1203 году сам Гали упомянул в своей поэме «Кысса-и Юсуф» старинное булгарское имя Раиль, означающее «Волго-Камская Земля» и «Волгокамец». В древнейшее же время Ра означало «Первозданный Океан Вселенной» и «Дух Первозданного Океана Вселенной».
После собаки иделыды приручили и других животных и стали отменными скотоводами и ремесленниками. Часть разорявшихся в трудные годы скотоводов переходила к занятию земледелием и жизни в селениях и городах, но цвет иделыдев оставался верен полукочевому животноводству. Скотоводческие кочевки по Волго-Уралу протекали только летом, а к зиме весь народ вновь собирался вместе в родо-племенных центрах – городках.
15 тысяч лет назад арийцы-идельцы подчинили своей власти всю территорию Ара-Ура (ее стали называть также Великим или Старым Тураном) и образовали на его территории первое на земле государство Идель (другие фонетические формы этого названия – Атиль, Итиль, Тель, Тил, Дил и др.) во главе с царем из рода Аудана-Газана по имени Джам (Шам, Сам).

После превращения слова «идель» в название государства самоназванием (этнонимом) идельцев стало имя их знамени –булгар, которое объяснялось как «черноголовые или волчьи люди» (другие фонетические варианты самоназвания «булгар» – бул, бал, болгар, балкар, малкар, локыр, буляр, боляр, биляр, бухар, бегер, бояр, биер и др.).


Графика знамя "булгар", по ДТ


Как видим, Идель был с самого начала державой булгар, позднее, в VII в. н. э., получившей и второе название господствующего народа – Булгар, поэтому мы вправе считать Идель началом булгарской государственности и именовать Идельскую державу также и Древнебулгарским царством.

Царство Идель иногда называли именами правивших в нем булгарских династий – Ман (Мун, Мэн, Май), Хишдек (Иштяк), Куман (Кубан), Сармат (Чирмыш), но территория государства неизменно именовалась Идель. Только в I в. н. э. булгарская династия Алан предприняла попытку переименовать Идель в «Алан». За время властвования этой династии (I – середина II в. н. э.) название Идель успело стать именем Волго-Камской речной системы. С той поры к названию каждой реки добавлялось общее название этой системы. Каму – от истока до устья Белой – стали называть Чулман (в значении «Северная») Идель, Булгу «Черную» – Кара «Западная, Черная» Идель, Белую и Каму – от устья Белой до Волги (а иногда и Волгу – от устья Камы до Булгарского моря) – Аг «Восточная, Светлая, Серебряная» Идель (до этого булгары называли Агидель Кама – также «Светлая»), Вятку – Ботка «Ледяная» Идель (от булгарского Ботка произошло русское название реки Вятка, а еще одно булгарское название Вятки – Нукрат – более позднее и применялось с IX–X веков), Суру – Сура Идель, Оку – Ака Идель (от булгарского ака «полноводная река с быстрым течением» происходит русское название реки Ока), Черемшан – Була Идель.
Название же «булгар» навсегда закрепилось за потомками «семиродцев», причем этот этноним стали объяснять уже проще: «черные или волчьи люди». Частично по этой причине булгар долгое время называли еще и «черными булгарами» (до конца X века) и «волчьими людьми» («бургары»). Даже в XII веке главный корпус булгарского войска назывался курсыбай «волчий», а черниговско-киевский князь и поэт Владимир Святославич в своей поэме «Слово о полку Игореве» (XII в.) сравнивал булгарских воинов с волками:

Сами скачут в поле,
Как серые волки,
Завоевывая для себя честь,
А для князя – славу.

Но культ Волка-Синдиу, как бы он ни был внешне заметен, являлся только небольшой частью богатой булгарской культуры. Важное место в этой культуре играли мифы, героями которых были духи (дивы). Добрых дивов булгары называли алпами, а злых – йорегами (позднее – и джиннами). Наиболее любимыми алпами булгар были дух солнца Ут (его называли также Ур, Май, Бир, Мар, Нар, Утен, и он выступал в виде коня и петуха), женский дух Первозданного Океана Вселенной Ра, дух любви Туран (она была дочерью Ра, и ее называли также Ана «Праматерь» или Ана Корсак «Чрево Праматери», и она выступала в обличье змеи и журавля), дух речной воды Су-Анасы (она выступала в виде лебедя, гуся, утки), дух молнии, грозы и дождя, сын алпа Ута Кубар (его называли также Бабай и Биняче), дух света Мардукан (Нардуган) «Рожденный (дукан, туган) Солнцем (Мар, Нар)», он был сыном алпа Ура и Туран, а выступал в обличье дракона со змеиным хвостом – Атряча или Бараджа, фантастической птицы Сенмурв – Симбир и грача (ворона) Карги, почему его звали также Бирулы, Атряч, Барадж, Симбир и Карга, дух женской красоты, семейного счастья и очага Чак-Чак или Дэвет (вместе со своим мужем – Мардуканом она иногда занималась пастушеством, почему ее называли Сабан «Пастух»; ее знаком была свастика – сарман или сурбан, почему она называлась также Сарман или Сурбан), дух урожая, приплода и благодати Самар (Чумар) или Гюльджимеш «Цветок (гюль) Плод (джимеш)», который был родным братом Мардукана (Самар и Мардукан были родными братьями-близнецами, но Самар мог принимать вид также и юноши с косами – символами колосьев и мужской силы, дракона Ельбегена, быка и других домашних копытных животных, почему и назывался также Тюрк или Улькер «Великий Бык», Алабуга «Пятнистый Бык»), дух растений, жена Самара Ашна или Гюльджихан «Цветочный (гюль) Венок (джихан)», дух богатырства, сын Самара и Ашны, первый вождь и законодатель эльбиров Боян, называвшийся также и Аудан, Огуз, Таргиз, Энкей «Бычок», дух-рыба Аби или Байгул (она была дочерью алпа Бури и Су-Анасы и, по капризу матери, родилась неспособной к любви, но Туран, по просьбе Аби, дала ей часть своего чувственного змеиного тела, и она смогла полюбить Бояна и родить сына – богатыря Иджика или Хишдека).

Кроме добрых дивов – алпов в булгарской мифологии присутствовали злые дивы – йореги или джинны: царь Подземного мира Тама (Тиме)-Тархан (отсюда – заклинание против злых духов – тиме «не трогай»), дух засухи, всяческих бедствий и смерти Шурале (выступал иногда в виде огромного высохшего дерева с медными листьями и страшной пастью – дуплом, почему его звали также Кувыш «Дуплопастный»), дух блуда и разврата Аждаха,..
И «добрым», и «суровым» духом был дух песни Джир Каган (буквально – «Царь Песни»), который обладал необычайно сильным голосом и наз,вался также Сандугач("Соловей").
Алп-бика Тычкан "Мышь" была вначале духом женской свободы, а затем(после принятия булгарами ислама) стала джинном женского блуда и разврата...

Кул Гали поведовал такой интересный булгарский миф о Самаре-Тюрке, которого изображали и прекрасным юношей-богат,рем с семью косами и цветком в руке. Косу и колос булгары называли словом соб(другие фонетические форм, - чуб, тоб), означавшим также и "прекрасный мех". Белку булгары вначале называли собол. Позднее, когда белку стали называть тиен, а первоначальное значение слова собол позабылось, это название перешло к соболю(от булгарского собол- русское "соболь"). Так как лучшие соболя провозились булгарами с одной сибирской реки, то ее также называли Собол - "Соболинной"(отсюда - ее современное название Тобол)...

Однаждый злой дух Шурале уничтожил деревья вокруг главного источника воды, и землю охватила засуха. Вначале Туран попробовала миром уговорить Кувыша освободить источник в обмен на что-либо, но тщетно, так как Шурале требовал невозможного - трона царя духов Ута(Ура). Тогда Ур попросил Кубара наказать наглеца. Кубар ударил молнией по Шурале, но только выбил один из его медных клыков. у Кувыша тут же вырос новый клык, а выбитый упал на землю и првратился в чудовищного меднобокого быка - единорога. Единорог бросился кближайшему городу ельбиров, намереваясь растоптать его. Тогда в дело вступил сын Самара Аудан. Он преградил дорогу чудовищу, но оно подбросило его в небо и решило насадить богат,ря на свой рог. А пока Энкей падал, единорог разстоптал волчью шапку Аудана и этим сильно разссердил алпа Бури. Он обернулся нведимым и пригнул рог чудовища к земле. Аудан благополучно приземился и разрубил единорога на части своим мечом, после чего развесил эти части на свещеном дереве. Самар, узнав о происшедшем, сел на своего коня и поскакал на бой с Шурале. Гюльджимешу(его има осмысливалось как "Цветуще-Плодоносящий") удалось срубить и разрубить Кувыша. Части злого дива позднее вновь превратились в Шурале - не менее зловредных, н оболее мелких и трусливых. А вот Самар на радости попил из освобожденного источника жизни, но он был отравлен Шурале, и Гюлджимеш заснул. Дд онего испила из источника и также заснула Туран. Аудан дождался прилета грачей и обратился к алпу Грачу с просьбой о помощи. Грач со своей женой Чак-Чак отнес богатыря в чудесную долину Басан, где он нарвал живой травы - просо. Из проса Аудан сделал напиток жизни("Живую воду") - бозу - и оживил им источник, пробудил из вечного сна Туран и Самара. Но силы проса хватает Гюльджимишу только до осени, когада Самар снова засыпает. И поэтому каждый год алп Грач и Чак-Чак весной приносят Самару живую траву и будят его...

Живя в суровую Ледниковою эпоху, булгары стали не только первыми металургами, но и лучшими в мире обработчиков мехов и изготовители всевозможных кож и обуви. Булгары также первыми стали изготовлять складной стул, каторый назвали курбас(по имени ковра, покрывавшего это) и сделали троном своих вождей и царей.

Показателем высогого уровня культур, булгар является изобретение ими кирпича(курпэс) и денег, роль которых играли вначале шкурки пушных зверей - чаще всего белок и куниц. Шкурки - денежные знаки назывались булгарами биль(бильге) "знак" и кун "метка"(отсюда - булгарское кун "буква" и куниг "книга", а от булгарского куниг - руское "книга"). Связка шкурок была денежной единицей и называлась туун. Слово туун позднее приняло форму тиен и стало новобулгарским названием белки. От слово туун произошло также и другое булгарское слово джоген - "бечевка, которая к чему-либо привязывается и приклепляется или что-либо связывает". Так как джогеном привязывали к удилом и кроме этого "джогеном" с приклепленной к ней пломбой(печатью) скрепляли связки шкурок - денежных знаков и свитки царских грамот, то слово "джоген" получило значение "узда" и "свидетельство". От булгарского джоген произошло и русское слово "закон"(так как царские указы - законы излагались в грамотах, скрепленных "джогеном"), почему до сих пор в русской среде бытует поговорка(непонятная славянских изследователям): "Держать народ в узде", то эсть в рамках закона.
В очень давние времена булгары изобрели приспособление для посадки, прочного сидения и поднимания на лошади -эрме(от булгарского эрме "подниматься"). От булгарского эрме произошло и русское название этого приспособления - "стремя".
Изобрели булгары и шашку(слово "шашка" произошло от булгарского сас "острый", и саблю(слово "сабля" произошло от булгарского названия этого оружия саблы "рубящея"), пушки - туфянг(булгарское туфянг порвоначально означало и "приспособление для метание камня", режья - мылтык(булгарское мылтык первоначально означало "огненаная стрела").
От своих предков, укрывавшихся во время Ледникового периода в горных пещер Урала, булгары восприняли почитание гор и пещер. Одно из таких пещерных жилищ сохранилось - это знаменитая башкортская пещера Шульгенташ или Каповая( от булгарского кэпэ "пещера"), на стенах которой предки булгар написали 35 тысяч лет назад первые человеческие картины - изображения мамонтов, лошади и носорога.


Уральская пещера каповая(Шульгенташ)


Тогда же предки булгар стали считать что Бог(старобулгарское назнание Бога - Ерсу, Тангра, Ас) является на вершинах гор и что на них же Всевышный(Ас) создал добрых духов - "дивов" или "альпов"( от древнебулгарского алып "высокий"). Кроме этого предки булгар считали, что после кончины человека его душа должна была быстро прибыть на суд Божий, и поэтому хоронили тела усопших в горных пещерах - ближе к Богу. Когда идельцы спустились с Урала на Волго-Камские равнины, то для поклонение Богу и духам и похорон вождей стали делать подобия гор - пирамиды с пещепами - усыпальницами и храмами - внутри. Эти пирамиды с пещерами получили название кэпэ "пещера". Кроме этого большие земляные пирамиды в честь своих вождей булгары называли титулом своих вождей - балкан или курган "волчий(балк, кур) царь(кан, ган)", большие каменные - ег кэпэ "большая пещера или пирамида" или теме(семе), маленкие пирамиды -май юлы(отсюда - "мовзолей"). Иногда булгары делали ступенчатые пирамиды, причем у этих кэпэ чаще всего было от трех до семьи "ступенек" - ярусов(так как булгарский народ составили семь родов, число 7 стало для него священым). Простые булгары, не имея возможности собрать людей для строительства пирамид, хоронили близких так: в земле рыли прямоугольную яму, а в боковой стене ее - пещеру, после чего в эту пещеру клали тело усопшего, и кэпэ в земле закладыволось досками или камнями. Как видим, и при этом выдерживался главный принцип булгарских похорон - чтобы тело усобшего заключалось в пещере и не засыпалось землей.



Земляной балкан(курган) в Восточной Европе



На пирамидах, и в их пещерах, около них и на их становились скульптурные изображения усобших правителей, родоначальников и героев - балбал или духов - сынташ и др.

Свои обычаи, мифы и достижения булгары разнесли по всему миру, так как широко, с истинно эпическим масштабом, расселились по земле.

Около 12 тысяч лет назад, вскоре после прихода в Идель с востока каров(фино-угров), в булгарском обществе вспыхнула гражданская война. Возглавили враждовавшие между собой булгарские групировки родные братья - булгарские принцы Алмыш и Газан. В конце концов Газан уступил брату трон и вынужден был со своим приверженцами и частью подвластных ему каров покинуть Идель или Старый Туран.

Часть булгар Газана с карами отправились на восток - в Центральную Азию(где заселила Алтай, Уйгурию, Монголию, Северный Китай) и в Америку. Соседи часто называли булгар по имени почитаемого ими духа Волка - Синдиу(Синби) или Хона - синдами(индами), сянбийцами, гунами(от "Хон") и т.д. Поэтому великие государства, созданые булгарами на Востоке, назывались гунскими, сянбийскими(в Северном Китае, Монголии и на алтае) и т.д. На Алтае булгары начали выплавлять железо. В Северном Китае булгары основали немало городов, продолжали создавать пещерные храмы в горах, мовзолеи и ступенчатые пирамиды - пагоды, устоновили обычай носить косы(в Манджурии), распространили миф о Волке - спаситель булгарского принца, дали имя реке Хуанхэ(от булгарского Кубан-су "Желтая река"), пустыне Гоби(от булгарского куба или кума "Желтый, песчаный", "пустыня"). В Монголии булгар, дали имя этой стране("Монгол" - от булгарского Магол), распространили миф о спасеном Волком булгарском принце Чингизе и др. Манджуры, киргизы, уйгуры, фино-угры и другие народы оценили мастерство булгарских ремеслеников и стали называть лучшие сорта кожи и обуви булгар(булгари). В Америке потомки булгар майя(от булгарских названий духа солнца Мая и рода Май), ацтеки(от названия булгарского рода Ищяк) и инки(от названия булгарского рода Эней) также построили много городов, большие пирамиды, распространили булгарский миф о Карге, принесшим Земле тепло, и многие булгарские слова(индейское цилан - от булгарского джилан "змея", индейское Куба - от булгарского куба-кума и т.д.)...
Другая часть булгар Газана двинулась на юг. В Казахстане и Средней Азии от основной масы булгар отделились массагеты и кушане, которых булгары называли также сак и сок. Затем от булгар отделилась еще одна часть, которая под названием своего тотема - Синдиу(Хиндиу) ушла в индию и завоевала эту страну. В Индии булгары-синдийцы дали название своего тотема все стране("Индия" - от Синдиу, Хиндиу) и всем ее жителям(от синдиу - название "индийцы"), несколько рекам - Гангу(от булгарского анг "полноводная река"), Инду(от синдиу) и др., основали немало городов, распространили миф о булгарском принце Газане-Магулы, спасенном Волком(от булгарского Магулы произошло индийское "Маугли"), начали добычу и производство металлов, сделали популярным булгарский символ земной радости и счастья - "свастику"... Интересно, что и позднее, в XVI - XIX вв., Индийское государство носило булгарское название "Империя Великих Маголов"(от булгарского названия духа Волка - Магол). Еще одна група булгар, оставшихся в Средней Азии, основала города Бухара(форма этнонима "булгар"), Самар(современный Самарканд) и другие.

Но часть булгар, ведомая легендарным духом Самаром в облике огромного быка - Тюрка, двинулась из Средней Азии на запад, где подчинила весь Ближний Восток(территорию Балкан, Малой Азии, Северного Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Палестины, Закавказия, Западного ирана) и образовала там в память о духе Самаре государство Самар(Шумер, Шумерстан). Значительная часть булгар была сосредоточена в Ираке, который булгары называли Сувар - "Междуречье"(отсюда - греческое название ирака "Месопотамия" - "Междуречье"). Первой столицей Самар был южносуварский городАт-Алан, по имени когорого всю булгарскую ближневосточную державу некоторые источники называли Атлантидой. Булгары дали свои названия и всем другим областям Самара: Финикие( от булгарского бейнек "судно из связок тростника"), Балканскому полуострову(от булгарского балкан"кургановидные горы", острову Крит(от булгарскогокрэш"борцовский"), Малой азии(эту область булгар, любовно называли Яна идель"Новый Идель", от чего получилось "Анатолия"), областям Закавказья(Иберия - от булгарского абар-ибер"металл"; Армения - от булгарского арман"земля на склоне горы"; Албания - "Высокогорие" - от алып"высокий"; Эльбрус - "Богатырская(эльбир) Вершина(ас)"; Месхетия - от булгарского мосха"корова"; Ереван - от булгарского эр эвен "воинская сторожка4, "застава"; Мурганская степь - т булгарского Могун; Кавказ - от булгарского Куб Каш "Белая Гора" и др.), Палестине(от булгарского Бал-и-Стан"Область булгар), Египту(от булгарского Ег Кэпэ"Большая Пирамида"; более позднее булгарское название Египта - "Мамиль") и иным.


Египетские пирамиды


В Самаре булгары так же, как и весде, воздвигли очень много пирамид(в Египте, Турции , Ираке и в др. областях), основали металлургическое производство, построили большое количество городов: ЬIстамбул - "Мраморный Пролив или Город", Могун и Эвен(от булгарского эвен-овин "охотничья западня", "лачуга") на Балканах(позднее их стали называть соответственно Стамбул, Микены и Афины), Атряч в Малой азии(в европейском произношении - Троя), Ерсу Булем(современный Йерусалим в Палестине" - "Город(Булем) Бога(Ерсу)", Джир Каган(позднейший Йерихон в Палестине) - "Дух Песни", Унук или Урук в Суваре(унук или урук по булгарски значит "род"), Киш в суваре(от булгарского киш или кеш "участок земли"), Ур(по булгарски значит "поселение, квартал"), Бай Авлан в Суваре(позднейший вавилон) - "Великий(Прекрасный) Луг". Некаторые города сохранили отзвуки булгарских мифов, связанных с их названиями. К примеру, Джир Каган(Йерихон). Моххамед-Гали пишет, что люди одного булгарского горрода попробовали усомниться в сили голоса алпа Джир-кагана, и тогда алп Сандугач силой своего голоса повалил стены цитадели. С той поры и назвали тот город "Джир каган". В русские былины Джир-Каган вошел под именем Соловья - разбойника, пение("свист") которого сокрушало все вокруг...

Немало рек Ближнего Востока сохранили булгарские названия: Йордан(от булгарского ирдан "влажная низина"), Булгар-чай(в Мурганской степьи), Евфрат(от булгарского кобуртка "переход через реку" и др.

В 3182 г. до н.э. значительная част Сувара была залита водами невиданного по силе потопа, который потом назвали Всемирным Потопом. При этом погиб главный булгаркий центр держав, Самар - город Ат-Алан со значительной частью булгарского населения Сувара. По преданию часть булгар спаслась на вершине одной шумерской горы, которую булгары стали называть Урарат - "Вершина, окруженная додой" или Урарату - "Гора, окруженная водой"(отсюда - европейское название этой горы Арарат и название государства Урарту). Потоп подорвал могущество булгар Древнего Шумера.

В 3000 г. до н.э. булгары потеряли Северный Египет, захваченый эфиопскими афразийцами(булгары называли Африку, Эфиопию а афразийцев кара оба "род, область черных, т..е. чернокожих людей", отчего образовалось слова гараб - "араб"). Однако египетские афразийцы востприняли у булгар обычай строить пирамиды, название "копты"(от булгарского оба "племя, народ, область"), слово "фараон"(от булгарского барын "царская слава"), имена духов - Ра, амон(от булгарского куман "желтый"), название Синайского полуострова(от Син "Волк"), высокие булгарские шапки(они стали коронами фараонов), булгарский миф о спасении принца Магиса(правда булгарский котел у афразийцев превратился в корзинку, а има Магис - в "Моисей")...
Чуть позднее в Малую Азию с Северного Кавказа вторглись кимерийцы или хеты( до нас дошло насмешливое булгарское прозвище кеммерийцев камырлар, буквально - "люди из теста"). По сведениям Кул Гали, они были предками ряда немецких племен Скандинавии и Германии, сохранивших их названия: готы, кимврыи т.д. Восползовавшись растеряностью булгарской династии после Потопа и натиском афразийцев на шумерстан с юга, кимерийцы овладели почти всем Яна Иделем(Мала Азия), за изключением области города Атряча, называвшейся Рум(от булгарского рум-рям"холм, покрыт низкой растительтельностю, кустарником. Стойкость Атряча-Трои объясняется тем, что этот город был одновременно и центром всей булгарской Малой азии - Яна Иделя. Хеты однако, очень скоро примирились с малоазийскими булгарами, восприняли их высокую культуру и даровали им в своем государстве равные с хеттами права. Булгарские отряды стали ударной силой хеттских царей. Даже области Хеттского государства в Яна Иделе сохранили булгарские названия: Бриг "Областное ополчение" в Центральной Анатолии(отсюда - позднейшее греческое "Фригия"), Кэпэ Даг "Пирамидальные(Пещерные) Горы" в Центральной Анатолии(отсюда - позднейшее греческое "Кападокия"), Басан "Большая долина" в Восточной Анатолии и т.д. В хетской части Яна Иделя сохранились почти все булгарские города: Карыш "Отпор"(названый так в память об отпоре горожан попытке киммерейцев взять город силой; от Карыш - позднейшее его название - Карс), Мэн Чокыр "Большое Ущелие или Впадина"(позднейшея форма названия этого города - Маницикерт) и др.
Тем не менее, потеря независимости обострила национальное чувство янаидельских булгар, и поэтому не случайно, что именно в их возник обычай называть себя тюрками, а свою землю - Турцией в память о славном обретении булгарами Самарской державы благодаря духу Самару - Тюрку. Впервые второе булгарское название Яна Иделя - Турция(в форме Турукку) встречается в хетских источниках 2 тысячелетия до н.э.
К этому надо добавить, что большинство булгар Яна Иделя - Турции составляли с самого начало огузоязычные булгары, поэтому огузкий язык и стал главным языком тюркской этнической группы булгар Малой азии. Эти булгары-тюрки и стали основой тюркской(турецкой) нации, образование которой несведущие люди относят к более поздним временам. Поэтому языки турецкого населения Яна иделя(Анатолии, Турции) и тюрко-булгар Волго-Урала(Булгара) не прост облизки, а представляют собой фактически один огузо-булгарский по произхождению язык "тюрки", который только в Волго-Урале называют "булгарским тюрки", а в Турции - "анатолийским тюрки". После 1917 г. большевицкое руководство России закрыло булгарские школы, и булгар, лишились возможности изучать свой литературный язык "тюрки". Но это уголовное вмешательство большевиков в этническое развитие булгар, это насильственное отнятие у булгар их родного "тюрки" не смогло скрыть факта изначальной огузоязычности и кровной родственостти булгар Волго-Урала и турок Турции(потомков янаидельских булгар Древнешумерской эпохи).

Хеттское завоевание почти всей Малой Азии еще больше ослабило Шумерстан и разорвало связь балканских, критских и атрячских(троянских) булгар с Шумерстаном. Воспользовавшись этим, дорийские(древнегреческие) племена в союзе с причерноморскими киммерийцами во 2 тысячелетии до н.е. завоевали Балкан, и Крит. Вслед за этим, в 1200 году до н.э., дорийцы(тирляр по-булгарски) и нанятые ими причерноморские киммерийцы обрушились на булгарский Атряч(Трою). После 10-летней войны Атряч был разгромлен, но часть атрячцев на булгарских судах-бейнеках уплыла на Апенинский полуостров...



Знаменитый город Атряч(Троя)



Но сами дорийцы оказались покорены булгарской культурой. Так, греки восприняли у булгар традицию жить родами, общинами в городах-государствах( или с развитым самоуправлением и автономией), многие мифы(миф об Икаре, к примеру, является греческой переработкой мифа о Мардукане-Карге), названия своих городов, некоторые обычаи(булгарская борьба - спартанская борьба, булгарские поминальныи состязания для опускание траурного флага - "алама" - греческие Олимпийские игры и т.д.), ряд слов(греческое "акро" - отбулгарского югары "высокий" и др.), географические названия(название Эгейского моря - от булгарского названия этого моря Эк дингез "Море с сильными течениями"; название греческих гор "Тайгос" - отбулгарского Тайга "Гора, покрытая высоким дремучим лесом")... Интересно, что и взятие атряча древнегреческий поэт Гомер изобразил ввиде булгарского праздника нардуган. Участники нардугана делали снежный городок и длилисьна две групы, одна из которых защищала городок, а другая - щурмовала его с огромным чучелом коня. Точно так же, с помощю чучела коня, в поэме Гомера "Илиада" греки овладели городом Атряч(Троя)! Возможно, Гомер сам был по произхождению атрячским киммерийцем(об этом говорит уже то, что его имя напоминает булгарское название киммерийцев - камыр) и поэтому построил свою поэму "по сценарию" любимого булгарского праздника...

Даже греческое название Греции "Эллада" произходит от старобулгарского элам "страна".
Те же атрячцы, которые уплыли на апенины, заселили ряд районов полуострова и создали свое апенинское государство под прежним булгарским названием Идель. От названия Идель(по словам Гали, даже царю булгар Атилле жители Апенин "говорили о своем приходе сюда с берегов Идели, дабы он не воевал их") возникло название современного государства - Италия. Самих атрячцев соседи именовали этрусками(искаженное атряч), а они своих соседей именовали алтынбашцами "златоголовыми"( от булгарского алтынбаш произходит древнее название итальанцев "латиняне"). По словам Гали, булгары основали в Иделе-Италии известныи города Сэрэ или Цера(от старобулгарского сэрэ, буквально - "тронный ковер", в переносным смысле - "столица"), Болонья( отбулгарского болын "заливной луг"), Венеция( от булгарского Биняче "Дух или Господин Вод", Рим( от булгарского рям-рум или онназвания области Рум, центром которой был город Атряч-Троя), Генуя ( от названия булгарского рода эней) и Равенна( от булгарского авен-овин) и еще один большой город(не считая других, небольших), дали названия итальянским областям Лигурия("лигур" - от локыр - форма этнонима "булгар") и Тоскана . от старобулгарского тюш-туз "болото с сильными испарениями"), морям - Лигурийскому и Тирренскому(от булгарского тирен "глубокое") и т.д.


Етрусски сохронили на Апенинах свою булгарскую культуру



Атрячско-этрусские цари сидели на складных троннах стульях - курбасах, этрусские ремесленики основали в Италии металургическое производство, этрусские скульпторы оставили нам великолепные балбалы - изваяния скуластых и раскосых итальянских булгар-огузов, этрусские жрец, носили булгарские жреческие шапки - тудуло. Этруски покронялись булгарскому щастливому числу семь(сем холмов Рима), булгарским духам Туран, Адонису(от Уген) и Тенгезу(одна из форм имени Таргиз) и передовали из поколения в поколение булгарский миф о спасение мальчика волком( в форме легенды об основания Рима), а Рима - криком гусей. Из булгарского яз,ка в итальянский вошли слова "тиран" и "трон"( от булгарского трун "царская власть"), "капитолий"( от булгарского кэпэ дуло "храм на холме")...


Капитолийская волчица


На основе булгаро-этрусской цивилизации возникли римская и итальянская цивилизации...


После потери Северного Египта булгары потеряли и Палестину(но за частью ее территории закрепился булгарский символ - "знак Тангры" - шестиконечная звезда). В самом Суваре, за которым только и осталось имя Самар-Шумер, местное афразийское население быстро восприняло булгарскую культуру, получило булгарское гражданство и уже после Потопа стало численно доминировать в стране. В 2316 году до н.э. афразийский слуга одного из булгарских правителей - Саргон - при помощи афразийского большинства захватил власть над Суваром. Началась история уже Позднего(афразийского( Шумера. однако афразийско-шумерские цари продолжали рассматривать и булгар, и местных афразийцев в качестве единного шумерского народа, бережно сохраняли( до персидского завоевания VIв. до н.э.) писменные источники, свидетельсвующие об основании Шумерской державы "черноголовым народом"( т.е. булгарами), булгаро-шумерский язык и булгаро-шумерскую культуру.

Зикурат


К примеру, афразийцы продолжали возводить булгарские трехэтажные и семиэтажные пирамиды(зикураты). В афпазийском варианте булгарского мифа о победе Гюльджимеша над Шурале Гюльджимеш только превратился в "Гильгамеша", Энкей(Боян) - "Энкуду", Шурале(Кувыш) - в чудовищное дерево "Хувава". Мардукан вошел в афразийские варианты булгарских мифов под именем "Мардука"( от него уже - еврейское имя Мордехай), Тама-Тархан - под именем "Тиамат" и т.д. Булгарский эпитет Бога - Йогби(Великий, Величественный, Совершенный) стал у афразийцев названием Бога в форме "Яхве". В конце декабря каждого года афразийцы продолжали празновать булгарский праздник в честь сына Мара - мардукан(нардуган), главным моментом которого были штурм снежного городка, карнавал у нареженного дерева( но его ветьвях развешивали жертвоприношения и разноцветные ленты) и пир с обезательным съединием жертвенного гуся. Одна из афразийских сект, основавшея християнство, превратила булгарский праздник в честь алпа Мардукана "Рожденного Маром" в "Рождество Христово". Остоется добавить, чт охристиане также съедают на "своем" рождестве гуся, веселятся у наряженных елок и славят мать Христа - Марию...

Несмотря на то, никто никогда не выгонял булгар из Шумера, часть булгар после переворота Саргона все же ушла вслед з асвоими обиженн,ми вождями в Яна Идель и подняла своих хеттских сородичей-тюрков на борьбу за отвоевание Сувара у афразийцев.

Хетты


Хетская знать, обулгарившаяся уже на столько, что хетские цари носили булгарские имена( к примеру, царь хеттов Мурсилис, имя которого произошло от булгарского выражения Мар джылат "Обогретый Маром - Солцем"), охотно поддержала своих огузо-тюркских сограждан и начала войну за отнвоевание у афразийских династий булгарских зимиль. Около 1600 года до н.э. хетто-булгарское войско предприняло сокрушительное вторжение в Сувар, а на рубеже XIV-XIII вв. до н.э. - в Египет. Но удержать отноеваные булгарские ближневосточные земли Хетто-Булгарскому государству не удалось.


А вот в Причерноморье киммерийцы и булгары не ужились. В VII веке до н.э. знаменитый булгарский царь Волго-Уральского Иделя Буртас Сармат(афразийские шумеры-ассирийцы звали его Партатуа), женатый на дочери ассирийского царя Шумера Асархаддона(680-669 г. до н.э.) вмешался в разпрю между двумя сильнейшими сакскими группировками Казахстана - кыпчаками( от булгарского кыпчак произошло европейское название кыпчако-массагетов - "скифы") и масгутами(массагетами" на стороне кыпчаков снамерением захватить с их помощю Южный Казахстан(Северный Казахстан входил уже в Древнубургарскую державу). Скифы-кыпчаки, однако потерпели полное поражение и попросили Буртаса поселить их подальше от масгутов. Отзывчивый Буртас попросил причерноморскиих киммерийцев отдать булгарскому Иделю - для поселения скифов - половину Кара-Саклана(Причерноморскую степь). Киммерийцы опрометчиво отказались, и тогда скифы сына Буртаса - Маджи - при поддержке булгарского огряда вторглись в Кара-Саклан. Киммерийцы б,ли наголову разбиты и бежали к своим малоазиатским сородичам - хеттам - через Кавказ, а Украина вошла в состав древнебулгарского государства Идель.



Нашествие скифов булгарского принца Маджи на Ближнем Востоке



Асархаддон давно просил своего уральского зятя Буртаса(шумеры называли Идель "Араллу", то есть Уралом) помочь ему отвоевать булгарские земли у других ближневосточных афразийцев. Для Буртаса тесть был "своим шумером", и поэтому он послал ему в помощь своего сына Маджи со скифами, желавшим послужить булгарам за дарование им Причерномориья. Закавказкое государство Мидия пыталось помешать проходу булгар, но Маджи, успевший уже получить за разгром киммерийцев почетное прозвище Камыр-Батыр("Победитель киммерийцев"), наголову разгромил в 653 году до н.э. мидийское войско и соединился с шумерскими братьями. К этому времени часть земель янаидельских(анатолийских) булгар-тюрков была захвачена афразийским государством Урарту, а обиды Асархаддона на соседей стали особенно нетерпимыми, и скифо-булгары Маджи стали с ходу громить всех ближневосточных недругов - своих и сархаддоновских - подряд. Библия достаточно ярко передает тот ужас, который охватил афразийский мир после вторжения болгарского войска Маджи: "Вот идет народ из северной страны... держит лук и короткое копье, жесток он, они не сжаляться! Голос их ревет, как море, скачут н аконях, выстроились, как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывают нас...вражеский меч наводит ужас со всех сторон".

Тюрко-булгары Турции и Закавказья с восторгом присоединились к вольго-уральским соплеменникам. Скифо-булгарская конница Маджи наголову разгромила Урарту, Палестину и прорвалась к Египту. Египеткий фараон едва смог умилостивить Маджи данью. Не менее 28 лет булгары господствовали на Ближнем Востоке. Однако вследствие беспечности скифских вождей Мидия в 625 году разгромила основные силы скифов, и Маджи отвел свое войско обратно в волго-уральский Идель. Вместе с северными булгарами ушла и часть булгар Шумера-Сувара. Вернувшись домой и став булгарским царем, Маджи разделил центральные земли иделья на три большие области: Булгар(между Волги и Белой),Буртас(Правобережье волги) и Сувар(Нижнее Поволжие и Волжско-Яикское междуречье). Очевидно, в Суваре были поселены булгарские переселенцы из шумера. А их сородичи, оставшиеся в Турции, испытали власть персидских, греческих, римских и византийских завоевателей.

В III веке до н.э. знать причерноморских скифов отказалась подчинятся Древнебулгарскому государству. В ответ булгарские войска разгромили скифские земли и заодно попытались присоединить к Иделю Турцию. Булгарские войска во II веке до н.э. вторглись в Армению, но очередная династическая разпря помешала им развить успех... После этого булгарски правители I и II гунских династий(II - VI века н.э.) предприняли еще несколько попыток овладеть Турцией, но всякий раз внутренные распри срывали срывали военные походы...

В начале VI века н.э. идельский царь Булгар(II Гунская династия) попытался вновь присоединить булгарскую Турцию к Древнебулгарскому государству. В 516 году суваро-булгарское ополчение прорвалось через Дербент и, разгромив оказавшуюся н апути Армению, выбило византийцев из Кападокии(Центральная Турция), Галатии(область Анкары) и Понта(Северная Турция). Этот успех был достигнут благодаря поддержке турецких булгар.


Тюркский(Новотуранский) каганат



Однако тогда же возвысился среднеазиатский Тюркский(Новотуранский) каганат, образованный частью турецких булгар, переселенных персидскими правителями из Турции в среднеазиатские районы.

Новотуранские правители - каганы заставили Идель платить дань, а в 522 году заключили союз с Византией. Под давлением новотуранцев булгарские войска вновь отдали Турцию Византии. В 527 году Булгар умер, и к власти пришла его жена - суварка Бояр-Кыз(Боарикс), основавшая новую древнебулгарскую династию - Суварскую и жестоко покаравшея участников походов на Византию. Однако для масы булгарского народа важнее была судьба своих сородичей в Турции. Поэтому в 559 году булгары предприняли еще одну попытку прорыва в Турцию через Армению. Но тут в степьях появились авары, и новый поход был прерван.

В конце VI века н.э. к власти в Древнебулгарском государстве приходит Булгарская династия, и Идель получает наконец - и навсегда - имя господствующего в нем североогузкого народа - Булгар(Булгария).



Примерная карта Булгарии в начале VII века



В начале VII века булгары владеют территорией от Дуная до Енисея. Правда в конце VII века булгария уступает часть своих нижневолжских и причерноморских земель II Новотуранскому(Хазарскому) каганату, но охотно принимает участие во всех походах хазар на Закавказье с целью прорыва к своим турецким братьям. В 737 году булгары начинают принимать ислам, и недовольные этим хазарские каганы - под давлением Византии - розорвали союз с булгарским государством. Тогза булгарские правители в 960-х годах присоединяют территорию Хазарского каганата к Булгарской державе и возобновляют попытки прорваться в Турцию через Кавказ. Булгарский историк XII века Якуб ибн Нугман отмечал, что булгарский эмир Талиб сразу после ликвидации Хазарии решил попробовать пробиться в Турцию через Среднию Азию. В конце X века один из самых богатых огузо-булгарских феодалов Сельджук II с отрядом булгарских воинов уходит в набег на хоросан. Неожиданно этот поход оказался успешным. Южные огузы - туркмены признают Сельджука II своим вождем, а его потомки - Селджукиды овладевают в X - середине XI века Средней Азией, Ираном, Афганистаном, Суваром(Ираком) и создают ещще одну огузкую империю. В 1071 году византийская армия у булгарского города Мэн-Чокыр(Маницикерт) преградила путь войску Сельджукидов, двигавшемуся в турцию. В разгоревшейся битве сельджукские войска сначало были отброшены и подумывали об отступлении. Но тут юный булгарский принц - эмир Адам - упросил сельджукского султана Алып(Алп)-Арслана выдвинуть вперед его булгарский отряд, наполовину составленный из кочевых волжко-донских огузов хана Дугара. Когда булгары поскакали в атаку, то бывшие в византийской армии турецкие булгары увидели родные красные булгарские знамена с полумесяцом на древках и немедленно перешли на сторону Адама. После этого трогательного воссоединения братьев - сопременников византийцы дрогнули, а сельджукская армия всей своей мощью поддержала наступление булгарского полка. Враг был наголову разбит, и большая часть Турции, наконец, вновь перешла под власть своих природных огузо-булгарских правителей в лице сельджукских султанов.

За эту поддержку огузо-сельсжуки помогллу Адаму в 1076 году отвоевать булгарский трон у своего соперника.
Гражданские войны в Булгарии и нашествие кытаев и оймеков которые заняли часть скифских земель( и также получили поэтому булгарское прозвище "кыпчаки") ппомешали булгарским канам(царям) овладеть Закавказьем и соединить свои владения с владениями сельджукских султанов. Но тем не менее северогузкая Булгарская держава(Ак Булгар Йорты) и огузо-сельджукские султаны(также северные огузы по произхождению) были в постоянном союзе и даже вместе выступали против кытаев в Средней Азии(середина XII века) и кыпчаков в Крыму(1221 год). Огузо-булгары Турции, жившие здесь со времен Шумерстана и давшие этой стране имя Турции, вместе с южными огузами, приведенными сюда Селджукидами, составили одну огузо-турецкую нацию. Так как язык турок сформировался на основе булгарского тюрки, то литература обеих держав - Булгария и Турция - всегда считалась общим их достоянием. в Турции распространялись дастаны булгарских поэтов("Кисекбаш китабы" Абдаллаха ибн Микаиля Башту, Кыса-и Юсуф" Гали и другие), а в учебники булгарских школьников включались произведения крупнейших турецких пикателей. Булгарская и турецкая архитектурные школы также были настолько близки, что приглашенные булгарских зодчих на строительство мечетей и дворцов в Турции было обычном делом. А открытие в 20-х годах нашего столетия одного из списков "Записок" булгарского ученного X века Ахмеда ибн фадлана стало общим праздником тюрко-огузких народов...

Но пусть у читателя не сложится впечатление, что Булгарское государство проявляло активност главным образом на юге. Булгарские правители настойчиво пытались утвердиться и в Западной Европе. При этом булгары успешно использовали свой флот. Если из Шумера булгарские корабли-бейнеки или парусники кэмэ-кэбэ "плывущие против течения" плавали в Магун(древнебулгарское название название Индии) и в Мир-Аку(булгарское название Нила и, иногда всей Африки, буквально означающее "Черная река"), то в Иделе булгарские учкуи(от уч каек "три лодки" - судно, вмещавшее в себя груз трех лодок) безраздельно господствовали на Дону, в Волго-Камской речной системе, Булгарском(Каспийском) море.


Булгарский корабль- "сибаш". по ДТ.


На Сакланском(Черном) и Румском(Средиземном) морях наводили ужас булгарские парусники "ольгеты"(от этого булгарского слова произошло русское оладя - "ладья"). На Крайнем Севере юркие булгарские морские суда - кочи(от булгарского коч "переезжать", "вертеться") издавна правали от устья Бий-Су(Печора) до Енисея на востоке и до Атлантического океана("Садум или Фаранг денгизе") на западе.

Булгарам были хорошо известны Кара Арал(Ирландия), Кара Садум(Англия), Эссе Иль "Горячия Страна"(Исландия), Галидж или Фаранг(Франция), Альман(Германия), Анатыш(Дания), Ег Садум(Норвегия), Бистэ садум(Швеция), Артан(Вся Прибалтика, иногда - Эстония, Латвия, Литва), Байлак(Польша).
Источники отмечают, что уже в эпоху Римской империи суда из Западной Европы плавали в страну на Крайнем Севере -Тель(то есть Идель). Позднее в странах Скандинавии ив Англии Булгарию называли еще и Биарма(от булгаро-финского Бияр "Булгарская" и ма "земля"). Плавания эти произходили через территорию Норвегии. Не вызывает сомнения, что часть Северного морского пути - от устья Печоры в Иделе(Булгарии) до Западной Европы - была основана булгарами совместно с норвежцами. Этот путь существовал до конца XIII века, когда морское сообщение Булгарии со странами Западной Европы было прервано татарскими нашествиями. Об активности булгар на море свидитильствуют и географические названия: Испания(от булгарского названия местного маяка Ас Баргана "Божественный или Высокий Столб"), пролив Дарданеллы ( от булгарского Тартанул "Канал", "Переволока") и др.
На суше булгары были связаны с Западной Европой не менее прочно и активно.

В V веке, в эпоху II Гунской династии, булгарские войска заняли территории от Франции до Карпат и ставка булгарского царя Айбата Атиллы(так он сам себя называл в честь своей родной страны - Идель-Атиля) была в центре Германии.


Кан Айбат Атилла


Часть германских родов стала давать воинов в булгарские охранные части - "англы"(охраняли побережье, поэтому их название произходило от булгарског ослова "анг" "вода, полноводная река" и означает "люди, стоящие на охранении у воды или стерегущие побережье") и "сакчи"(охраняли дороги и другие объекты внутри Гунно-Булгарской державы). В конце концов булгарские слова англы и сакчи(это булгарское слово означает "охранник") превратились в названия двух частей германцев - "англы" и "саксы". после смерти Атиллы, как пишет Гали, англы и сакчи попали в трудное положение: ведь соседи относились к ним враждебно из-за службы гунно-булгарским царям. Поэтому англы с части сакчи-саксов переселились в Кара Садум и назвали его своим булгарским служебным именем Англия(от "англы"), а другая часть саксов ушла в глубь Германии.

Немецкий народ сохранил память о господстве Булгарии в Западной Европе и сделал Атиллу героем своего эпося - "Сказания о Нибелунгах".

В IV - VII веках групы булгар, спасавшихся от междуособиц своих правителей, неоднократно расселялись по территории Германии и Италии. Не случайно в Германии находится город Магдебург, название которого сложилось из булгарского Маг "Волк" и немецкого бург "город". Кстати, именно возле этого города находилась известная в Германии святыня - "Волчий камень", связанная, очевидно с булгарским култом духа Волка.

Интересно, что и название Франции произходит от булгарского названия реки Рейн - Фаранг "Равнинная(фар) река(анг)", так как фарангами булгары называли прирейнских германцев, переселившихся потом во Францию(от булгарского фаранг произошло "франк", а от франк - "Франция", "француз").
Древнее название Испании "Иберия" означает по-булгарски "Богатая металлами". Булгарское бильге "Знак, маяк" звучит и в названии Бельгии...

В Европе представители II Гуннской династии Дуло, правившей в Булгарии с IV в.н.э. до 1584 года, основали и целый ряд государств. В начале VII века младший брат булгарского царя Курбата-Кубрата(потомка Атиллы) бек Шамбат Кый(его имя получил город Киев) основал на территории Чехии, Словакии, Венгрии, Польши, Прусии, Закарпатской Украины и части южнославянских, австрийских и немецких земель ограмную державу Дулоба "Страна Дуло". В Западной Европе Шамбата называли "Само", а его державу именовали либо Само, Либо Делеб(ы). Согласно Гали, от шамбата вели свою родословную правители Байлака(Польши) и Марубы(Чехии, Моравии). После распада Дулобы части булгар Шамбата ушла в Прусию, где сохранилась в качестве особого рода под именем сембов( "семб" - от Шамбат, Само). В VII - XIII веках сембы постоянно служили в войсках Булгарии. Из этого рода вышли основатели Литовского государства.



Аспарух на Дунае, худ. Д.Гюдженов



В том же VII веке часть булгар во главе с младшим сыном царя Курбата Аспарухом отделила от Булгарии ее придунайскую часть и провозграсила эту территорию отдельным Дувайско-Болгарским государством(ныне - государство Болгария со столицей в Софии).


Принц Арбат(Арпад)


В 894 году старший сын булгарского царя Алмыша Джафара(потомка Кубрата) Арбат(Арпад) с частью булгар и венгров(мадьяр) ушел из Булгарии на Средний Дунай и основал Венгерское королевство. Булгары основали город Будапещ - нынешную столицу Венгрии - и до XIV века занимали в этом государстве ведные посты и при этом сохраняли свою исламскую веру.

В 922 году, по сообщению Гали, другой булгарский принц, двоюродный брат царя Алмыша Джафара - Угыр Лачыни(позднея русская летопись XII века переделала его имя в "Игоря Рюриковича") основывает отдельное от Булгарии украинское государство Русь со столицей в Киеве. Впоследствии от Украинской Руси отделилось Суздальское княжество. Еще позднее Суздальское княжество стало нызываться Московией(Московско-Русским государством, Россией).


Угыр Лачыни("Игорь рюрикович") и монета с трезубцом его потомка Владимира...


Но и в Украинском, и Московском государствах правили все те же потомки Угыра Лачыни - "Рюриковичи". Не случайно национальным символом Украины стал герб булгарского рода Дуло -



(трезубец), а столицей Московии - город Мосха, основанный булгарским царем Ахадом Мосха в 1088 году(по данным Гали) и получивший его имя(в Суздальщине название Мосха получило форму Москва, а уже от "Москвы" произошло название Московского государства).
В середине XIII века выходцы из Булгарии(в числе которых был Бейбарс) основали в Египте Мамлюкскую династию...

О размахе экономических связей Иделя(Булгарии) с другими странами мира свидетельствуют факты частого нахождения в Булгарии вещей шумерского, древнеримского, германского, украинского, скандинавского, кавказкого, ближневосточного и египетского производства. С другой стороны, огромное количество булгарских монет и других вещей было найдено в Германии, Норвегии, Швеции, Польше, Балтии, Молдове, Украине, России, Венгрии, Италии и в других странах. Источники неоднократно отмечают приезды в Булгарию послов, купцов и путешествеников из Испании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Италии, Франции, Ирака, Исландии, Китая, Монголии, Кавказа и иных стран.

Во многих языках мира звучат булгарские слова: армия(от булгарского урма "всеобщее ополчение"), бригада(от булгарского бриг "областное ополчение"), солдат(от булгарского солдаш "наемный воин"), казак(от булгарского казак "доблестный р,царь, сражающийся без защитного снаряжения в знак пренебрежения к смерти и давший зарок не жениться до свершения ряда воинских подвигов"), улан(от булгарского улан "тяжеловооруженный рыцарь, гвардеец"), гусар(от булгарского гузар "легковооруженный кавалерист"), шеренга( от булгарского чериг "войско, приготовишееся к выступлению на войну или бою") и т.д.
Булгары подарили народам мира не меннее двух тысяч слов - начиная от слова "чугун"(от булгарского чуен) и кончая словом "олимпиада"(от булгарского алам "знамя").


Руины карамата(тенгрианский) около г.Болгара



Герои булгарских мифов живут в легендах, сказак, обрядах, и поэмах индийцев, французов, китайцев, греков, арабов, итальянцев, иранцев, евреев, монголов, украинцев, русских, грузин, исландцев, скандинавов, англичан, индейцев, а также в исламских и християнских сказаниях.

Географическая область Пермь(это булгаро-финское название означает "Булгарская земля"), булгарские по произхождению названия городов Казань(Газан), Хлынов(Колын), Набережные Челны(Яр Чаллы), Елабуга(Алабуга), Самара(Самар, Симбирск(Симбир), Саратов(Саратау), Царыцин(Сарычин), Харьков(Харька), Полтава(Балтавар), Курск(Хурса), Мангазея(Мэнхаз), Тюмень(Тюмэн), Омск(Омек), Пенза(Кибензай), Ворожеж(Борын Инеш) и других - напоменают о былом Булгарском государстве.
Названия ненцев и эрзи означают "житель Булгарии", а имена народов чуваш и черемис(мари) образовались от названий социальных слоев в Булгарском государстве: "чуваш" - от булгарского субаш "государственный крестьянин", "черемис" - от булгарского чермыш "воин-ополченец".

г. Казань

Но сейчас весь мир равнодушно взирает на то, что именно этот булгарский народ с 1920 года подвергается безчеловечной дискриминации. В россии и Татарстане булгарам запрещают называться собственным именем "булгар" и силой милиции заставляют получать документы(паспорта и др.) с записью названий других народов - русских, татар, башкортов и т.д. У булгар отняты все национальные права, даже права на знание собственного языка "тюрки", своей истории и культуры. Булгары уже не знают "тюрки", лишены возможности читать произведения булгарских авторов(они не издаются), избираться в органы власти, иметь свои учреждения образования, науки и культуры. Протестовавших против бесправного положения своего народа булгар уничтожали в эпоху сталинщины. В 20-70-е годы дискриминаторы уничтожили тысячи булгарских книг, мечетей и других памятников булгарской культуры, а шедевры булгарского изкуства и сокровища булгарских царей - национальное достояние булгарского народа - спрятали в тайныках московских и ленинградких музеев. Что может быть страшнее гнета, при котором народ лешен абсолютно всех прав и безнаказанно убивается, при котором мучители ссылают на 10 летнюю гибельнуя каторгу только за чтение запрещенных булгарских сказок, при котором на глазах живущих тракторами и танками давятся тысячилетние булгарские кладбища и разрушаются мечети, при котором народ подвергают унизительным расистко-шовинистическим экспертизам на предмет "этнической чистоты".

Что это - плата человечества за вклад булгар в мировую цивилизацию?
Вряд ли это плата самих народов Земли - ведь в мире нет хороших или плохих народов, а есть хорошие и плохие люди. но эсли это плата не народов, то пусть тогда они найдут возможность остоновить невиданный геноцид булгар Волго-Урала. Пусть они выскажут свои чувства своим правительствам, ни слышашщим вопли истязуемого булгарского народа. Пусть, наконец, упадет траурный флаг "алам" и закончится страшная эпоха расистко-шовинистической дискриманации булгар в России и Татарстане.





Редакция сочла необходимым поместить в настоящем издании в качестве Приложения статью Ф. Г.-Х. Нурутдинова «Булгары и мировая цивилизация», так как она написана (в 1979 г.) на основе материалов утраченной в начале 80-х годов части текста публикуемого свода, содержавшей отрывки из книги «Хон китабы» Мохаммед-Гали.
(к том 1 , свода ДТ(История Джагфара), Бахши Иман, Редакция вестника "Булгария", 1993 г.)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх