На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Виктор Фомин
    А почему за фотографии, якобы, голодных "жертв царизма" вы выдаёте фото голода в Поволжье 1921 года? Фото безпризорни...„Процветание” Рос...
  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...

Орловский спис

Корни этой вышивки уходят глубоко в старину, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родина Орловского списа – несколько сел и деревень под Орлом, где два столетия назад исследователями впервые был замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в монастырской золотной вышивке, и в узорах Полтавских и Смоленских мастериц, и в славянском браном ткачестве.

Название браного ткачества идет от способа выполнения. Для получения мелкого узора на холсте при помощи дощечек-бральниц отсчитывалось определенное количество нитей основы. Спис шьется точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, образующими бранки – геометрические узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура. Главная особенность техники «Орловский спис» — это текучесть, своеобразное переливание одной формы в другую. Существует легенда, что мастерицы зимою воспроизводили узор с морозных окон, и отсюда вся эта текучесть.

Орловская вышивка – сочетание тончайших деталей, каждая из которых имеет свое значение. Орловский спис – настоящий шифр. Значение шифров передается из поколения в поколение.

Самые популярные сюжеты старинных вышивок — «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», позже – «Двуглавый орел».

Особо значимым сюжетом «Орловского списа» является «Древо Жизни». В старину изображение семени, корней, стеблей, листьев, цветков в народном восприятии не были элементами какого-то конкретного ботанического объекта, а скорее обозначением общего понятия Жизни, космического значения образа растительной силы, как результата взаимодействия энергии света, воды и тепла.

Поэтому растительные мотивы на вышивках обильно сопровождаются солярными (солнечными) знаками – кругами, спиралями, крестами, а сами дерева живут волшебными существами по своим, только им понятным законам, перетекая из одной формы в другую.Каждая мастерица предавала рисунку свой характер, свою руку.

Птица-Пава или Птица Счастьятакже часто изображалась на вышивках с изящной небольшой головой, украшенной  пышным хохолком, перышки которого полностью застелены красной нитью. Поднятое вверх крыло имеет округлые очертания, хвост  распускается ажурным веером, который завершается крупными «глазками». Рядом с птицей, как правило, вереница овальных дополнений. Среди них, считает орловский краевед-археолог М.В.Сахаров  - обязательно перо, взмахом которого творятся на земле чудеса.  Силуэты подобных птиц встречались ему на славянских металлических украшениях, найденных при раскопках древних курганов.

Непременным дополнением каждого сюжета вышивки была кайма-оберег, обрамляющая дорожкой бранокрисунок. Кайма завершала общую композицию, придавала ей особую законченность. Наиболее часто встречающаяся в списе простая кайма состоит из полосы чередующихся бранок – крупной шашки (6 нитей на 6 рядов) и пяти дробнушек (четыре по краям и одна в центре). Поверху и понизу она может дополняться дорожкой-вьюнком с дробнушками и рядом более сложных элементов – звезд, ромбов. Свободные места внутри нее заполнялись  значками-символами – мелкими спиралями, громовыми знаками, звездочками, крестами, могли здесь попадаться буквы, отдельные силуэты петушков или подобия каких-то  небольших животных.

Традиционный Орловский спис — это  рушники, подзоры и скатерти.Попадаются и платья с полосками браного шитья.

Сегодня Орловский спис продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, которые используют новые образы и мотивы, но и старинные традиции соблюдаются и передаются ученицам.«Объединяет нас любовь к старинной вышивке, традиционному «Орловскому спису» и упорное желание, чтобы не поглотила  орловское ремесло черная дыра забвения» — пишет заслуженный мастер Зоя Воропаева.

Благодарим за предоставленный материал Зою Воропаеву, мастерицу, а также преподавателя декоративно-прикладного искусства. Все работы-иллюстрации выполнены Зоей Воропаевой и ее ученицами.

 

Источник

наверх