Корни этой вышивки уходят глубоко в старину, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родина Орловского списа – несколько сел и деревень под Орлом, где два столетия назад исследователями впервые был замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в монастырской золотной вышивке, и в узорах Полтавских и Смоленских мастериц, и в славянском браном ткачестве.
Название браного ткачества идет от способа выполнения. Для получения мелкого узора на холсте при помощи дощечек-бральниц отсчитывалось определенное количество нитей основы. Спис шьется точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, образующими бранки – геометрические узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура. Главная особенность техники «Орловский спис» — это текучесть, своеобразное переливание одной формы в другую. Существует легенда, что мастерицы зимою воспроизводили узор с морозных окон, и отсюда вся эта текучесть.
Орловская вышивка – сочетание тончайших деталей, каждая из которых имеет свое значение. Орловский спис – настоящий шифр. Значение шифров передается из поколения в поколение.
Самые популярные сюжеты старинных вышивок — «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», позже – «Двуглавый орел».
Особо значимым сюжетом «Орловского списа» является «Древо Жизни». В старину изображение семени, корней, стеблей, листьев, цветков в народном восприятии не были элементами какого-то конкретного ботанического объекта, а скорее обозначением общего понятия Жизни, космического значения образа растительной силы, как результата взаимодействия энергии света, воды и тепла.
Поэтому растительные мотивы на вышивках обильно сопровождаются солярными (солнечными) знаками – кругами, спиралями, крестами, а сами дерева живут волшебными существами по своим, только им понятным законам, перетекая из одной формы в другую.Каждая мастерица предавала рисунку свой характер, свою руку.Птица-Пава или Птица Счастьятакже часто изображалась на вышивках с изящной небольшой головой, украшенной пышным хохолком, перышки которого полностью застелены красной нитью. Поднятое вверх крыло имеет округлые очертания, хвост распускается ажурным веером, который завершается крупными «глазками». Рядом с птицей, как правило, вереница овальных дополнений. Среди них, считает орловский краевед-археолог М.В.Сахаров - обязательно перо, взмахом которого творятся на земле чудеса. Силуэты подобных птиц встречались ему на славянских металлических украшениях, найденных при раскопках древних курганов.
Непременным дополнением каждого сюжета вышивки была кайма-оберег, обрамляющая дорожкой бранокрисунок. Кайма завершала общую композицию, придавала ей особую законченность. Наиболее часто встречающаяся в списе простая кайма состоит из полосы чередующихся бранок – крупной шашки (6 нитей на 6 рядов) и пяти дробнушек (четыре по краям и одна в центре). Поверху и понизу она может дополняться дорожкой-вьюнком с дробнушками и рядом более сложных элементов – звезд, ромбов. Свободные места внутри нее заполнялись значками-символами – мелкими спиралями, громовыми знаками, звездочками, крестами, могли здесь попадаться буквы, отдельные силуэты петушков или подобия каких-то небольших животных.
Традиционный Орловский спис — это рушники, подзоры и скатерти.Попадаются и платья с полосками браного шитья.
Сегодня Орловский спис продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, которые используют новые образы и мотивы, но и старинные традиции соблюдаются и передаются ученицам.«Объединяет нас любовь к старинной вышивке, традиционному «Орловскому спису» и упорное желание, чтобы не поглотила орловское ремесло черная дыра забвения» — пишет заслуженный мастер Зоя Воропаева.
Благодарим за предоставленный материал Зою Воропаеву, мастерицу, а также преподавателя декоративно-прикладного искусства. Все работы-иллюстрации выполнены Зоей Воропаевой и ее ученицами.
Свежие комментарии