Дерево, петух, олень, коленопреклоненный человек, а над всем этим прямоугольник, не совсем вписывающийся в общую картину. Ученые выдвигают различные версии происхождения рисунка и значения – от научных до совсем уж невероятных.
Добраться до села Буша, в котором находится загадочный рельеф, не так-то просто, автобус туда ходит лишь три раза в неделю – и это если повезет. Но от городка Ямполь, что на украинско-молдавской границе, до села не более двух километров. Нашей экспедиции повезло – мы договорились, и из Ямполя нас забрал директор историко-культурного заповедника Буша, Александр Пирняк.
«Уже более ста лет продолжаются дискуссии касательно этой иконографии, к какому периоду времени относится этот памятник, кто его создал – это загадочная вещь», – рассказывает Александр.
Непокоренная Буша
Небольшое село Буша на севере Винницкой области, земля меж Днепром и Днестром, видела немало исторических событий. Здесь жили киммерийцы и скифы, тут археологи находят остатки древнерусских поселений XI и XII веков, подземные ходы и оборонительные валы XVII столетия, старинное казацкое кладбище. В 1654 году Буша увековечило себя в истории битвой украинского освободительного движения. Польская шляхта, узнав, что все мужчины ушли на войну, решила завладеть селом. Но они столкнулись с небывалым сопротивлением казацких жен во главе с Марьяной - женой сотника Зависного. Казачки обливали поляков горячей смолой, рубили их шашками.
Однако силы были неравные, и дабы не попасть в руки польских солдат, женщины закрылись в пороховой башне, и Марьяна зажгла фитиль, унеся с собой на тот свет половину польского войска.
Башню отреставрировали и устроили в ней исторический музей, а вокруг нее выставку каменных скульптур современных художников.
Но наш рассказ будет о древнем произведении неизвестного художника – загадочном Бушанском рельефе.
Языческие символы
В 1883 году украинский археолог Владимир Антонович открыл миру рисунок в камне, который до сих пор остается предметом споров ученых. Безлиственное раскидистое дерево, на ветвях которого сидит петух, а у корней на коленях склонился человек не то в балахоне, не то в платье. За человеком на возвышении стоит олень с ветвистыми рогами. А над всей композицией в камне выбита прямоугольная рамка, которая до боли напоминает… телевизор.
Директор Бушанского заповедника Александр Пирняк рассказывает, что археологов и историков посмотреть на рисунок приезжало немало, и версия у каждого была своя: «Есть предположения, что это I-IV столетие, даже есть предположение, что это четвертое тысячелетие до Рождества Христового – то есть, трипольский период. Но окончательного вердикта пока еще не вынесено».
По предположению ученых, склонных к версии о дохристианском происхождении рельефа, дерево, высеченное в камне, может изображать дуб – священное дерево у древних славян, символ долголетия и огромной жизненной силы. А петух – символ утренний зари – самый что ни на есть языческий, а не христианский. Что же касательно прямоугольников – то у славян и у других народов мира существует изображения прямоугольника как символа солнца.
Хотя прямоугольник мог иметь и другое значение – он мог изображать окно в потусторонний мир. Все дома в селе Буша имеют свою небольшую особенность – у них нет окон, выходящих на запад (сторону заходящего, уходящего в иной мир, солнца), кроме одного маленького прямоугольного окошечка в крыше – чтобы потусторонние создания покидали через него дом.
Осталась лишь одна душа
Определить возраст рельефа ученые не могут, потому как классический метод – радиоуглеродный анализ – в данном случае неприменим.
До Антоновича, в 1824 году, рельеф откопал польский шляхтич Ромуальд Овсяный. Откопал в прямом смысле этого слова – убрав слой земли и пыли, прикрывавший рисунок, пан Овсяный лишил ученых возможности установить возраст обработанного слоя камня, потому как радиоуглеродный анализ проводится на грунте, в котором был найден объект. Вдобавок, обнаженный рельеф начал разрушаться под воздействием дождя и ветра.
Овсяный вообще был человеком неординарным. Он оставил рядом с рисунком на стене памятную надпись о том, что он нашел этот рельеф – что-то вроде «здесь был Вася». В ущелье он устроил летнюю дачу, и в перерывах между банкетами гости гадали, кто и когда вырубил таинственные фигуры.
Но, похоже, эти интеллектуальные собрания были не такими безрезультатными. На исписанных гостями стенах Ромуальд Овсяный оставил подсказку о создании рельефа: «Память про события 1524 года». Что же случилось в этот год?
В XVI столетии набеги татаро-монголов опустошают украинские земли. Белгородская крымская орда дотла сжигает Бушу, тогда носившую название Антополь. Кого не убили, забирают в плен. Только одной женщине удается бежать и спастись. Она прячется именно в той расщелине, в которой спустя 300 лет польский шляхтич найдет загадочный рельеф. Есть версия, что рисунок на скале сделан в честь ее чудесного спасения. Что сама женщина заказала это произведение художнику в память о погибшем городе. А на месте сгоревшего Антополя возникло новое поселение – Буша, названое так потому, что в живых осталась лишь одна душа.
Надпись в рамке
Археологические раскопки, которые проходили здесь и в 1961 году под руководством Валентина Даниленко, и раскопки, которые проводил Ростислав Забашта в 1985-87 годах, не дали особых результатов и ответов. Все обнаруженные археологические находки были перемешаны. В одном слое грунта находили и трипольскую, и черняховскую керамику, и свидетельства культуры Средневековья. Чистых слоев не было, потому даже приблизительный период создания рельефа предположить было неоткуда. То ли это I-IV столетие до нашей эры, то ли XVII столетие нашей эры – все смешалось.
Но возможно, загадочная рамка могла бы помочь ученым.
Некоторые исследователи предполагают, что в рамке когда-то была надпись, которая до наших дней не сохранилась, но остатки которой можно увидеть на фотографии 1883 года, сделанной Антоновичем.
Надпись очень затертая, и потому существует сразу несколько трактовок текста, перечащих друг другу. Одна из них подтверждает гипотезу про спасшуюся женщину.
«Это версия Виктора Березяка, – говорит Александр Пирняк. - Он прочитал ее таким образом: «В местечке Антополе 3 июня осталась една Бася».
Другую трактовку предложил украинский археолог Валентин Даниленко: «Азм есмь Миробог, жрец Ольгов (либо Олегов)». При таком прочтении выходит, что рисунок является языческой иконографией, относящейся к периоду княжения Олега (882-912). А высеченный в камне Миробог – древнейший известный нам портрет в восточнославянском искусстве. В подтверждение этой теории свидетельствуют ниши в скале напротив рисунка, возможно используемые для жертвоприношения».
Монашеский скит
Другие исследователи соглашаются с тем, что рельеф – это икона, вот только не языческая, а христианская. Мол, на ней изображен святой Онуфрий. Этот старец почитается в лике преподобных в православной и католической церквях. Его изображение есть в Софии Киевской. Святого Онуфрия часто рисуют в коленопреклоненной позе. А исторические данные подтверждают, что в конце XVI столетия в скальном ущелье поселился монах-отшельник. Звали его Коетан Пеуниан, что стало известно по надписи на стене (похоже это стало традицией – черкнуть строчку в камне рядом с рельефом). Судя по фундаменту, обнаруженному археологами, Коетан построил там церквушку, перекрыв естественное ущелье и пробив несколько искусственных помещений. Однако доказательств того, что это монах создал рисунок, нет. Возможно, он создал церковь вокруг уже существующего рельефа. Церковь святой Барбары или святой Баси, от имени которой и пошло название села – Буша.
Кроме фундамента, археологи обнаружили рядом с рельефом на земле каменные плиты. У древних строителей был обычай укладывать под подобные плиты горсти зерна или монеты, для того чтобы постройка стояла крепко и долго. Однако плиты слишком массивны и поднять их археологам не удавалось. А было бы интересно посмотреть, какая монета там лежит. Возможно, это пролило бы свет на загадку рельефа.
Самым странным и таинственным в изображении на скале в селе Буша является то, что оно выбивается из общего ряда историко-культурных памятников не только Украины, но и всего мира. Аналогов подобного рисунка еще не было обнаружено нигде. Нигде на Земле! Приверженцы космической теории происхождения рельефа вообще утверждают, что рисунок – доказательство того, что нашу планету посещали инопланетяне. И что прямоугольник над головой человека – это и вправду телевизор либо экран монитора гостей из космоса, через который они наблюдают за нами…
Кристина Серебрякова
Бушанская загадка
Рисунок высотой с человеческий рост выбил на скале в селе Буша Винницкой области неизвестный художник сотни, а может и тысячи, лет назад.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии