«Несмотря однако на все это, мы, может быть, и на этот раз потерпели бы неудачу, главным образом, потому, что сами обновители с течением времени, благодаря дурным внешним условиям, среди которых они жили, стали портиться, и если бы это долго тянулось, то наверное, распалось бы и все наше общество. К счастью, наступили события, которые нам сильно помогли, позволив работать в тишине, незаметно, и сами оказали содействие в нашей работе. На Европу, Америку и Австралию надвигались полчища из Азии. Еще раньше китайцы и японцы овладели всею западною половиной Северной Америки и распространили свое незаметное влияние на Европу и многие другие страны: всюду основывали они свои фактории, забирали торговлю и капиталы в свои руки и, подготовив таким образом почву, монгольское племя, страшно к тому времени разросшееся, темной грознойтучей надвинулось на Европу и на все страны, населенный европейцами. Арийская раса дрогнула перед страшным монгольским драконом, но приготовилась к отчаянному отпору, и завязалась борьба и полилась кровь рекой… Долго боролись с переменным счастьем, с передышками мира, целых 50 лет тянулась эта опустошительная и упорная борьба. Народы страшно обеднели, образование было запущено, нищета, холод, голод довели массы до совершенно скотского состояния. Появились новые болезни от новых неизвестных микробов, сумасшествие развилось до страшных размеров, не хватало домов, чтобы помещать сумасшедших, и они гуляли на свободе, плодясь и передавая потомству свое болезненное состояние, все более и более распространяя и усиливая его. Население сильно поредело, и не будь нас, человечество, по крайней мере, арийская раса несомненно бы погибла. Этим состоянием деморализации мы воспользовались, и тут-то напрягли мы всю свою энергию, дружно, не переставая работать над стерилизацией человечества. Благодаря нашему богатству и нашей сплоченности, мы проникали всюду и к нашим, и к врагам. Мужчины, женщины, молодые девушки, не жалея себя, жертвуя собой для великой идеи, отправлялись в стан врагов в качестве перебежчиков, докторов, прислуги, любовниц, всюду разнося стерилизатор, обеспложивая им всех мужчин, производя всюду незаметное, но страшное опустошение. Азиатов мы решили истребить всех без исключения. Ни монгольская, ни негритянская расы не должны были войти в состав нового, обновленного человечества, ибо ни душевные, ни физические качества их не были для того пригодны; к поголовному истреблению предназначена была также семитическая раса, а также такие народности, как армяне, персы, сирийцы и т. п., издревле уже насквозь прогнившие, алчный, хитрый, эгоистичный характер которых, закаленный тысячелетней наследственностью, не мог бы быть изменен никаким искусственным подбором»
По-Вашему эти строки написал доктор Менгеле? Нет, это роман из романа-УТОПИИ (т.е. всё написанное – часть подчёркнуто идеального, положительного устройства будущего) «Рай земной или Сон в зимнюю ночь» нашего соотечественника, учёного-биолога, философа и общественного деятеля Константина Сергеевича Мережковского. Фигура этого русского гения навсегда осталась в тени достаточно спорного таланта младшего брата. Опередившая своё время научная деятельность, «реакционные» политические взгляды, борьба с крамолой – всё это сыграло свою роль в намеренном очернении образа Константина Мережковского.
Пока Дмитрий увлекался спиритизмом и вступал в теософские общества, Константин, одержимый фаустианскими стремлениями, пробирался через научные дебри. Его открытия в области ботаники не признавались официальной наукой, но после десятилетий забвения вызвали научный ажиотаж. Так, теория симбиогенеза, у истоков которой стоял К.Мережковский, была осмыслена лишь в конце 60-ых гг. и после своего признания стала основой представлений о началах органического мира. Перечислять его труды в области ботаники и зоологии – достаточно трудное занятие по причине объёмности материала и требующейся для его объяснения научной квалификации. Мережковский с научными экспедициями изучал глубины Белого моря, Чёрного и Азовского морей, несколько лет проработал заграницей, в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, обследуя тихоокеанское побережье. Увлечение археологией привело его к открытию первой стоянки времён палеолита на территории Российской Империи, в Крыму.
Профессорская должность и мировая известность (труды Мережковского переводились на иностранные языки, в частности на английский, при жизни), представляется нам, не только не мешали крайне правым убеждениям этого человека, но и сами эти убеждения находились в прямой зависимости от железной логики его постоянно ищущего разума. Место хранителя зоологического музея в Казанском университете (занятое Мережковского после ухода из «большой науки» и перехода к самостоятельным исследованиям) привели его к знакомству с тамошней профессурой. Как известно, Казань считалась черносотенной столицей России. Вопреки стереотипам о «люмпенском» и «лавочническом» социальном составе черносотенцев, в казанское отделение Союза Русского Народа состояла почти вся научная элита города. Мережковский не только пользовался своим влиянием для финансирования ультра-правых русских организаций, но и делал практические шаги в борьбе с революцией: приступил к созданию «штурмовых отрядов» черносотенцев и организовал их снабжение оружием.
Будучи сознательным патриотом, он всегда своевременно оповещал имперские спецслужбе об опасных настроениях в научной среде. За это он получил клеймо «доносчика» от тогдашней «революционной интеллигенции». Трагично, что высокая гражданственность «доносительства» Мережковского измазывается в чёрной краске, в то время как подрывная работа «прогрессивной общественности», в конце концов приведшая Россию в кромешный ад чекистского стукачества и пресловутых «павликов морозовых», изображается героической борьбой с ненавистным «старым режимом». Но здесь главное даже не письма Константина Сергеевича в Министерства народного просвещения. Главное здесь – то, что даже всемирно известный учёный, пользующийся уважением в научных кругах Империи, ратовавший за благополучие государства, оказался проигравшим. Это свидетельствует о той разросшейся паутине, что опутала собой все учреждения Русской Империи: государственную власть, церковь, науку, искусство. В результате ответного удара «пятой колонны» Константин Сергеевич был обвинён в педофилии. Преступление такого рода, якобы совершённое известным учёным-аскетом было идеальным поводом для крупного газетного скандала. Думаю, правдивость этих обвинений можно оставить за чертой повествования. Не говорю уже о спорности самой «педофилии», в которой, при желании, можно обвинить всю европейскую цивилизацию (напротив, поступательное повышение «планки» брачного возразста совпадало с угасанием Европы и её перерождением из мира антично-средневековой героики в «мировой город» Нового Времени с его морализмом, пуританством и такими извращениями, до которых бы не додумался ни один средневековый «педофил»). В случае же К. Мережковского гораздо проще и куда логичней уподозрить в извращениях его младшего брата-спиритиста. Газетная сенсация плавно петекла из сексуальной сферы в политическую и свелась к формуле «все правые – психически нездоровые люди». К травле подключились даже духовные лица. Ректор Петербургской духовной академии епископ Афанасий (бывший ректор Казанского университета Александров) так отозвался о К. Мережковском в газете «Петербургский Курьер»: «Этот человек был способен на какое угодно преступление, лишь бы отомстить не угодившим ему в политическом отношении. На всех профессоров вечно сыпались доносы… Мне досконально известно, что профессор Мережковский имел огромное влияние в Министерстве народного просвещения, и многие профессора не утверждались благодаря его аттестациям-доносам: в одних он видел революционеров, в других – защитников евреев, в третьих – своих личных врагов и т.д…. Человек он был очень злой и ко всем относился с подозрением. В своих письмах к различным лицам он жаловался на неверность своих друзей. Все ожидали, что Мережковский, в конце концов, должен кончить плохо».
Из-за левацкой клеветы Константин Сергеевич вынужден был покинуть Отечество. Но и там он не оставил своей любимой работы. Итоговый философский труд К.С.Мережковского, на французском языке «Схема новой философии Вселенной» (1919) был опубликован менее чем наполовину, оставшаяся часть его таки осталась лежать в отделе рукописей Женевской публичной библиотеки. Свои прозрения в этом труде Мережковский сравнивал с открытиями Коперника, однако «официальная» наука до сих пор не оценила данной работы, как не оценила он и многие другие работы выдающихся, но ныне позабытых русских учёных.
Отдельный пласт научных, философских и политических воззрений К. Мережковского составляют евгенические изыскания. Константин Мережковской являлся активным пропагандистом «расовой гигиены», апология которой содержится в его работах. В популярном виде свои воззрения на расовый отбор Мережковский изложил в фантастическом романе «Рай земной (Сон в зимнюю ночь)», вышедшем в 1903 г. на русском и немецком языках. Действие происходит в иерархически-обусловленном мире будущего, куда неведомым образом перенёсся главный герой. В результате евгенических экспериментов создано общество, в котором люди абсолютно счастливы. Всё человечество делится на три вида. Первый представляет интеллектуалов, которые и являлись инициаторами реформирования человека. Они обладают наибольшей продолжительностью жизни. Второй вид людей обладает продолжительностью жизни 30—40 лет, они поделены на разные группы согласно группе крови и нравственным качествам. Представители второй группы также ограничены в рождаемости — производство потомства разрешено исключительно между определенными группами для того, чтобы избежать неполноценных детей. Практикуется стерилизация. Третий вид являются рабами, которых отделяют от остальных людей. Только рабы занимаются физическим трудом, который считается оскорбительным для человеческой природы. «Выведены» рабы из представителей диких африканских племён. Они специализируются на выполнении определенных работ, и вне своей специализации почти ничего не понимают. В конце концов главный герой пробуждается ото сна, в котором он, оказывается, пребывал.
Кроме того, перу К. Мережковского принадлежит неопубликованная поэма «Слеза Брамы» – опыт квазихудожественного восприятия идей древней индийской философии.
Несомненно, что о личности этого русского доктора Фауста, Теслы и Лавкрафта в одном лице, известно многое. Но в то же время это «многое» известно нам через призму искажения лево-либеральной печати. Современные советско-еврейские шовинистические штудии о русском «профессоре-садисте», «негодяе», «антисемите» и «доносчике» тоже не могут считаться материалом, по которому следует изучать биографию нашего великого соплеменника. Остаётся верить, что момент, когда личность Мережковского-старшего будет переосмыслена в национально-русском тоне всё-таки настанет. А он обязательно настанет. Ибо тот Дух, что двигал К. Мережковского в его научном искательстве – это и Русский Дух, и Дух Европейский.
Дополнительная литература:
Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%...
Текст романа «Рай земной»: http://rudolf-steiner.ru/50000301/1580.html
Похабная, но информативная (в этом её единственное достоинство) статья о Константине Мережковском: http://sitedream.ru/konstantin-merezhkovskijj-genijj-donosch...
Свежие комментарии