Американцы пытаются "зачищать" свою кровожадную историю, но есть вещи, которые невозможно уничтожить - книги и память.
"Гроздья гнева" - так называется книга американского писателя Джона Стейнбека. Книга рассказывает об Америке в период Великой Депрессии. Страшное время, как описывает его автор. Сюжет строится вокруг истории американской семьи фермеров, которых сложные обстоятельства вынуждают бросить насиженную землю и пуститься в путь в поисках лучшей доли.
Стейнбек подробно описывает все злоключения, выпадающие на долю переселенцев. Как фермеров сгоняют с земли, как вынуждают за бесценок продавать нажитое имущество. Показывает тяготы дороги, где каждый цент на счету. Показывает отвратительное отношение к вынужденным переселенцам в тех местах, куда они приезжают в поисках заработка.Американский автор описывает то, чему сам был свидетелем. В этом смысле "Гроздья гнева" - это не просто художественная книга. Это осмысление картины ужасающего неблагополучия, обрушившегося на страну в начале 30-х годов. Самое интересное, как Стейнбек описывает американское общество того времени. Оно совсем не такое, каким стало сейчас.
"Запад беспокоится - близки какие-то перемены. Западные штаты беспокоятся, как лошади перед грозой. Крупные собственники беспокоятся, чуя грядущие перемены и не понимая их смысла. Крупные собственники бьют по тому, что ближе всего в их поле зрения: по расширенному составу правительства, по растущей солидарности в рабочем движении; бьют по новым налогам, по новым экономическим планам, не понимая, что все это следствия, а не причины. Следствия, а не причины. Следствия, а не причины. Причины коренятся глубоко, и в них нет ничего сложного. Причины - это физический голод, возведенный в миллионную степень; это духовный голод - тяга к счастью, к чувству уверенности в завтрашнем дне, возведенная в миллионную степень; это тяга мускулов и мозга к росту, к работе, к созиданию, возведенная в миллионную степень. Конечная, ясная функция человека - работать, созидать, не только себе одному на пользу,- это и есть человек. Построить стену, построить дом, плотину и вложить частицу своего человеческого "я" в эту стену, в этот дом, в эту плотину, и взять кое-что и от них - от этой стены, этого дома, этой плотины; укрепить мускулы тяжелой работой, приобщиться к ясности линий и форм, возникающих на чертеже. Ибо человек - единственное существо во всей органической жизни природы, которое перерастает пределы созданного им, поднимается вверх по ступенькам своих замыслов, рвется вперед, оставляя достигнутое позади. Вот что следует сказать о человеке: когда теории меняются или терпят крах, когда школы, философские учения, национальные, религиозные, экономические предрассудки возникают, а потом рассыпаются прахом, человек хоть и спотыкаясь, а тянется вперед, идет дальше и иной раз ошибается, получает жест кие удары. Сделав шаг вперед, он может податься назад, но только на полшага - полного шага назад он никогда не сделает. Вот что следует сказать о человеке; и это следует понимать, понимать. Это следует понимать, когда бомбы падают с вражеских самолетов на людные рынки, когда пленных прирезывают, точно свиней, когда искалеченные тела валяются в пропитанной кровью пыли".
Это пишет американец в 30-х годах. Интересно, правда? Чем-то напоминает Горького.
Как это ни странно, произведение, которое беспощадно раскрывает нелицеприятную правду об Америке, получило признание в США. Стейнбек даже получил за него Пулитцеровскую премию.
Сейчас такое уже трудно представить. "Великая империя добра" тщательно следит за своим имиджем - злодеяния должны творить другие, а не американцы.

Свежие комментарии