На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Последние дни А.А.Богданова. Хроника трагических событий.

(К 80-летию Института переливания крови имени А. А. Богданова ГНЦ РАМН)

      В 1926 году, 26 марта, в Москве впервые был создан Институт переливания крови, который возглавил Александр Александрович Малиновский (партийный псевдоним - Богданов). 
       Жизнь этого удивительного человека была столь же необычна, как и его трагическая смерть на посту директора и научного руководителя Института. 

 

 


       Будучи убежденным пропагандистом переливания крови, он с 1924 г. по 1928 г. сделал себе 11 переливаний крови, пять из которых были объемом по 900 мл. Переносил он эти операции без каких-либо реакций, а эффект отмечался им как вполне удовлетворительный. Очередное, двенадцатое, переливание крови оказалось для Александра Александровича роковым. В марте 1928 г. Богданов, считавший себя иммунным к туберкулезу, предложил обменяться кровью студенту Колдомасову, страдавшему неактивной формой туберкулеза легких и перенесшему в прошлом малярию. Группа крови у Богданова и студента была одна и та же. 
       Через 3 часа после переливания крови у А. А. Богданова началась тяжелая трансфузионная реакция. До последних минут жизни Александр Александрович, превозмогая недуг, проводил самонаблюдение и записывал симптомы болезни, отказываясь в интересах науки от врачебной помощи. Подлинное мужество и стойкость А. А. Богданова нашли отражение в анналах драматической медицины наряду с научными подвигами исследователей, пострадавших в результате своих экспериментов, ценой своей жизни доказавших правоту своих идей. 
       Профессор М. П. Кончаловский, один из ближайших соратников А. А. Богданова, пишет: "Мы считаем своим долгом, своей обязанностью перед обществом и перед наукой дать краткое описание болезни и смерти А. А. Богданова. Я в числе других лечащих его врачей (X. X. Владоса, С. Л. Малолеткова и А. П. Яковлевой) был свидетелем этой трагической смерти, и на наших глазах развертывалась этапы борьбы могучего организма А. А. Богданова с колоссальным гемолизмом, получившимся в результате обменного переливания крови... В результате огромного разрушения крови закрылись оба фильтра -внутренний печеночный и внешний почечный фильтр и организм не выдержал этого самоотравления азотистыми шлаками... Мы должны указать, с каким мужеством переносил А. А. Богданов свои страдания, непрерывно занимался самонаблюдением и тщательно анализировал симптомы болезни до самого момента, пока не потухло сознание. Мне в первый раз в жизни пришлось видеть такое мужество и такое стоическое спокойствие перед лицом смерти". 
       Консультация профессоров Д. Д. Плетнева, Д. А. Бурмина, В. В. Крамера, А. А. Богомольца 6 апреля 1928 г.: положение безнадежно из-за нарастающего отека легких и сердечной слабости. На пятнадцатый день болезни наступила смерть... 
       Причина посттрансфузионной реакции до сих пор остается невыясненной. У студента Колдомасова также наблюдалась реакция, но она закончилась выздоровлением. 
       Предположение о несоответствии групп крови отпадает. Многократные проверки точно установили принадлежность к одной и той же группе. Проба на индивидуальную совместимость в обоих случаях была отрицательной.                                                                                                                                                   

     Профессор М. П. Кончаловский, производивший аутопсию, отметил, что смерть наступила в результате гемолиза, напоминающего отравление бертолетовой солью. Гемолитический шок, явившийся причиной смерти, вряд ли был обусловлен количеством перелитой крови. Трансфузии крови в объеме около литра в практике Института не единичны. У Александра Александровича было пять переливаний больших объемов крови и все без исключения были успешными... Был ли связан шок с наличием малярии у донора? Это предположение также отпадает - сыворотка крови больных малярией не обладает гемолизирующим свойством и, кроме того, на момент трансфузии у студента Колдомасова признаков малярии не отмечено. 
     Гемолиз, напоминающий отравление... Что это: клиническая аналогия или намек на умышленное отравление? Некоторые сотрудники именно так и квалифицировали причину смерти. По инициативе С.Л. Малолеткова они обратились к наркому здравоохранения Н. А. Семашко с требованием произвести расследование обстоятельств смерти Богданова. О результатах официального расследования не сообщалось. 
   Смерть Богданова породила разные толки. ПИ. Лепешинский писал в журнале "Огонек" о замаскированном самоубийстве, аргументируя свое мнение тем, что персонажи романов Богданова "грешили иногда склонностью к ликвидации своей жизни" как в "Красной звезде": "Когда чувство жизни слабеет и притупляется, тогда многие предпочитают не ждать естественного конца". 
     Другие полагали, что смерть явилась результатом преднамеренных действий одной из сотрудниц Института - Д. 3. Комисарук, замеченной ранее в фальсификации результатов определения группы крови. Подозревали, что она могла добавить яд в консервирующий раствор. Имя ее упоминалось в письме к Семашко. 
      Припоминали смерть на операционном столе в 1925 г. героя Гражданской войны наркомвоенмора М.В. Фрунзе, невыясненные обстоятельства гибели давнего и близкого друга Богданова - легендарного Камо. 
       Комисарук, уволенная из института переливания крови, перешла в другой институт, где возглавила травлю директора, погибшего также при странных обстоятельствах. 
    Профессор Малиновский, сын Богданова, был уверен, что его отца убили. Когда погиб отец, Малиновскому было 19 лет, и он подозревал в убийстве женщину по фамилии Комисарук, занимавшую мелкую административную должность, но вероятно бывшую партийным соглядатаем. По слухам, она желала провала Институту и самому Богданову. По Институту ходили разговоры о том, что у кровати Богданова после его смерти был найден пузырек с хлоратом калия (бертоллетовой солью). Осенью 1994 года пожилой врач, работавший в то время в Институте, рассказал об этом Малиновскому-сыну. 
    У Богданова были могущественные недоброжелатели, для которых его известность и влияние в революционных кругах могли представлять угрозу. Его жестко критиковали В. И. Ленин и окружение вождя. В 1925 г. в одном из писем Сталин обмолвился о закономерно сходящих со сцены бывших большевистских вождях, в том числе Богданове. 
       Из Краткого курса истории ВКП(б): "Богданов... - ревизионист, активно боролся против марксизма, извращая его с позиций реакционной махистской философии и вульгарного материализма... Критика эта отличалась от обычной критики тем, что она велась не открыто и честно, а завуалировано и лицемерно под флагом защиты основных позиций марксизма"
       Богданов полагал, что для построения нового общества, в котором всеобщее равенство играет решающую роль, важно приводить к общему высокому знаменателю не только сознание людей, но и уровень их биологического здоровья. Какую роль в этом Богданов отводил крови? В ранних высказываниях и романе "Красная звезда" он изложил свои взгляды. Обменные переливания крови между индивидуумами (от здоровых - больным, от молодых - старым, от богатых - бедным) - путь к созданию идеального общества, справедливого распределения равных возможностей через кровь. Идея, хотя и утопическая, но по глубинной сути взглядов Богданова - революционера-социалиста того времени, вполне партийно ориентированная. Это ли отступление от марксистской революционной теории? 
       За несколько недель до гибели Александр Александрович написал Сталину, Бухарину и Семашко докладную, в которой, в частности, говорилось: 
       "В конце 1925 г. тов. Сталин предложил мне взять на себя организацию Института, причем обещал, что будут предоставлены все возможности для планомерной научной работы. В марте 1926 г. я, под руководством Н. А. Семашко, приступил к делу... Недавно от Наркома я узнал о нелепом политическом обвинении в резкой враждебности к партийцам вообще. Это обо мне, у которого нет друзей, кроме старых коммунистов... к Вам я и направляю этот краткий отчет и просьбу об освобождении меня от обязанностей, выполнение которых стало невозможным. 19.1.1928. А. Богданов"
     Сегодня мы не можем определенно утверждать, что смерть Богданова была организована. Вряд ли хлорат калия, применяемый в производстве спичек, мог быть использован с целью отравления. 
      Еще одно обстоятельство указывает на то, что организованное убийство маловероятно. Внимательное исследование ранней революционной деятельности А. А. Богданова позволяет предположить, что Богданов мог иметь отношение к денежным средствам партии, их экспроприации (например в г. Миас-се), хранению и расходованию (на организацию рабочих кружков, и школы на Капри) вместе с Луначарским. Камо, известный своими экспроприациями - друг Богданова. Максим Горький - "буревестник революции", поддерживавший большевиков деньгами от литературных гонораров и отличавшийся в ранний период левым радикализмом - также друг Богданова. С Богдановым был связан Семашко, достававший деньги на покупку оружия. Не исключено, что Сталин, сам участвовавший в экспроприации денег в Грузии, хорошо знал эти скрытые от непосвященных заслуги Богданова и его друзей, и именно поэтому не репрессировал его, как многих старых партийцев, а помог организовать Институт, выделил здание и немалые денежные средства. В те годы исследовательских институтов гуманитарного профиля учредили не так уж много, тем более под идеи, от которых трудно было ожидать быстрого политического эффекта. Институт переливания крови стал исключением и, по-видимому, не столь уж случайным. Дав институт Богданову, Сталин навсегда отодвинул его от политики. Таким образом политический эффект все же был достигнут. То, что начал и не успел сделать Ленин, жестко критикуя идейного лидера революции марксиста Богданова и тем самым отодвигая его от политического лидерства, блестяще завершил Сталин 
       Что же на самом деле погубило Александра Богданова? 
       И у Богданова, и у Коддомасова развилось гемолитическое посттрансфузионное осложнение, как это бывает при переливании несовместимой донорской крови. Колдомасову был 21 год, его туберкулез находился в латентном состоянии. Богданову же было 54 года, и у него накопилось немало проблем со здоровьем. Он чувствовал себя удовлетворительно, за исключением приступа аппендицита, по поводу которого был прооперирован в 1928 году. Однако сказывалось утомление от пережитого (фронт, аресты, тюремные заключения). На фотографиях последних лет жизни он выглядит старше своих лет. Конечно, его состояние было таково, что ему трудно было перенести посттрансфузионное осложнение. 
      В чем же причина осложнения? Оба участника эксперимента имели по документам одну и ту же группу крови - IV (во времена Богданова использовалась номенклатура Вильяма Мосса), или 0(1) по современной номенклатуре. Есть ли какие-либо основания сомневаться в правильности определения группы крови? Скорее всего, нет. В своем отчете о смерти Богданова профессор Кончаловский указал, что тесты проводились повторно. Он также утверждал, что перекрестные пробы указывали на совместимость. 
       Есть ли у нас причины сомневаться в правильности результатов перекрестных проб, полученных в 1928 году? Да - с позиций современных знаний о природе различных видов антител, выявляемых в крови. Методика определения совместимости в пробирках по Шиффу, которую применяли в России в 1928 году, выявляла только IgM-антитела, единственные, которые тогда были известны. IgG-антитела, в то время еще не открытые, метод Шиффа не выявлял. Способы определения этих антител появились только в 40-х годах. Плазма пациента могла содержать трансфузионно опасные IgG-антитела, которые не выявлялись перекрестной пробой. 
       Могла ли кровь Богданова и Коддомасова быть несовместимой по резус-фактору? Скорее всего. У Богданова это было уже 12 переливание крови, и вероятность выработки у него трансфузионно опасных резус-антител была велика. В этом и заключался риск переливания крови, о котором ни Богданов, ни его современники не знали. Если Богданов был Rh-отрицательным, то большинство из его предшествующих партнеров по обменному переливанию были Rh-положительными, каковыми являются примерно 85% европейцев. Таким образом, аллоиммунизация Богданова Rh-антигеном была фатально предопределена, а вероятность определения резус-антител при помощи перекрестной пробы того времени была практически нулевой. 
   Смерть такого человека, как Богданов, никого не оставила безучастным. Одни переживали человеческое горе, другие были потрясены безвозвратной утратой ученого, третьи изумлены величием этого конца, четвертых могли одолевать сомнения или чувство стыда. 
     В воскресенье утром тело было перенесено в директорскую. Недалеко находилась Наталья Богдановна Корсак с сыном Александра Александровича -студентом, и еще несколько близких людей. Встречаясь взглядом с женой Богданова, входящие кланялись, некоторые плакали. Стали говорить о том, что сейчас было самым важным для всех: что говорил покойный в последние дни, как он болел, как умирал. Он сам, как врач, понял и предугадал ход своей болезни. Он понял, что положение серьезно, что тут борьба не на жизнь, а на смерть, но как он верил, что выйдет победителем! Ему так надо было еще жить, еще работать, еще добиться торжества своих идей. 
      Отклики на его смерть носили двоякий оттенок. В широких массах молодежи, рабочих, обывателей его знали, вернее, только теперь узнали, как директора Института переливания крови, творца новой медицинской теории, возможно очень ценной для науки, знали, что он погиб на своем посту, став жертвой научного эксперимента "В каждом явлении, событии, человеке есть свое последействие. Последействие идей Богданова -в их гуманизме, любви к жизни, утверждении высокого сознания и предназначения человека". 
       Речи кончились, раздался траурный марш, толпа задвигалась, устремилась к выходу. Гроб вынесли, поставили на катафалк, впереди которого пошла колесница с венками в последний путь от особняка на Якиманке до Донского монастыря. 
      В апреле 1928 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР постановил присвоить Институту переливания крови наименование: "Государственный институт переливания крови имени А. А. Богданова". 

P. S.

       Имя одного из активных зачинателей пролетарской культуры длительное время обходили молчаньем. В 1937 году при переезде в новое здание доску с названием Института имени А. А. Богданова забыли перенести. Имя Богданова вернулось на прежнее место только в середине 1980-х. Дело, впрочем, не в доске... 
       В 2000 году профессор Ю. Н. Токарев переслал одному из авторов этой статьи (С. Д.) факс от Дугласа Хьюстиса с просьбой организовать исследование мозга Богданова, хранящегося в Институте мозга, на предмет установления резус - принадлежности А. А. Богданова. Была достигнута договоренность Гематологического научного центра с Институтом судебной медицины и Институтом мозга о проведении этого исследования. Затем возникли сомненья: каково правовое обеспечение акта изъятия субстрата, нужна ли и в какой форме санкция Минздрава или еще более авторитетного ведомства, какой должна быть комиссия? Объявились скептики, сомневающиеся в целесообразности экспертизы, методах идентификации достоверности еще не полученных результатов. Видимо, время еще не пришло...

С.И. Донсков, В.Н. Ягодинский
Гематологический научный центр РАМН, г. Москва

"Вестник службы крови России", март 2006 года.

http://www.bloodfmba.ru/interesno/index.php?id=interesting_b..." rel="nofollow">http://web.archive.org/web/20070928113942/http://www.bloodfm...

Картина дня

наверх