На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Русская вывеска

Русская вывеска
 

 

Наивное искусство переживает сейчас второй подъем. Пожалуй, впервые после всеобщего признания «Таможенника» Руссо, «наивные» художники стали наравне в истории искусства с великими мастерами. Пиросмани, Серафина из Санлиса – общепризнанные и известные всем художники. К сожалению, лишь русский «наив» неоправданно забыт.

Порой устраиваются выставки лубочного искусства. Но и они не меняют общей картины. Для большинства «лубок» — это нечто устаревшее и вышедшее из моды. Но о нем хотя бы помнят. А вот искусство вывески всего лишь забытый артефакт. Как получилось, что русская вывеска – не имеющая аналогов среди западных культур – забыта у нас в стране.


"Вывеска русская – в ней способность народного гения к живописи нашла себе единственный выход… Вывеска (какое богатство сюжета) – исторический документ!.. Теперь еще не поздно, можно многое сберечь в музеях для потомков – для тех, при ком еще не будет эпоса русского народного искусства."

Давид Бурлюк.  Кустарное искусство. «Московская газета». 1913, 25 февраля


История вывески – это история искусства, культуры, архитектуры, дизайна и городской повседневности. Вывеской могла быть как плоская картинка, так и предмет обихода. И даже небольшая скульптура.

Вместе с заимствованными геральдическими знаками и декоративными элементами, русские художники изображали калач, бородатого квасника, сбитенщика, маляра в картузах. Прежде всего, вывеска должна была быть понятной. Изображение товара с его наименованием – указывало как грамотному, так и нет – на назначение заведения: сапог, крендель, перчатка.

Шрифт копировали с типографских образцов – он тоже должен был быть броским и ярким.

10

По сути своей вывеска была ближе всего именно к лубочному искусству. У них был общий ориентир – посетитель из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки. Главной была история, которая рассказывала прохожему, что творилось в лавке. Эта балаганная яркость, по воспоминаниям жителей Москвы и Санкт-Петербурга, превращала дома в «гигантские коробки, полностью обклеенные этикетками».

Владельцы лавок и магазинов использовали каждый сантиметр фасада. Порой и его отделывали в стиле вывески. Так, фасад всех молочных магазинов «Чичкин» в Москве и «Бландова» в Санкт-Петербурге был облицован белым глазурованным кирпичом. Теофиль Готье, приехавший в северную столицу в середине XIX века, в восторге сравнивал вывески Невского проспекта с греческими пилястрами, создающими «вертикальный ритм».

polushkova4

Писали вывески чаще всего на дереве и фанере. Со временем стали использовать жесть и железо. К изображаемой натуре относились как к творческому материалу. Уже в XVIII веке возник живописно-малярный цех ремесленников.

Чтобы стать мастером, нужно было 10 лет поработать подмастерьем. Затем сдать экзамен и только после этого получить звание мастера живописного ремесла.

Для нас — жителей мегаполисов – эта цифра невероятная. Казалось бы, всего лишь вывеска – реклама. Но для ее создания мастер годами осваивал живопись, скульптуру, мозаику, искусство изразца.

К сожалению, только в последнее время вывеске начинают уделять должное внимание. Пишутся книги, издаются статьи, устраиваются выставки. Но это не вернет потерянных произведений искусства. Даже в Москве сохранилось всего два образца старинной вывески. Один из них – не так давно был обнаружен на Покровке,1 – на фасаде дома 18 века. Вывеску обнаружили в 2012 году после удаления пластмассовых коробов 1980-х годов. Была восстановлена керамическая плитка эпохи Модерна и деревянная витрина магазина.

IMG_8007

Годом ранее на Малой Бронной, 22 восстановили аптечную вывеску 1910 – 1920-х годов. Ее обнаружили случайно – во время ремонта. И восстановили на деньги жителей Москвы. По словам реставраторов, эта вывеска особенная. Она сделана прямо на штукатурке авторским шрифтом. С орфографическими ошибками и «гуляющими» буквами. Что, по словам реставраторов, свидетельствует о работе от руки, а не по шаблону.

98

Вывеска благодаря русским художникам стала полноправным живописным произведением, которым восхищались во всем мире. К сожалению, халатность и равнодушие чуть не привели к полной потере этого наследия. Удалось сохранить лишь несколько образцов. Но их стоит увидеть. Ведь вывеска – это та же летопись, только написанная на куске жести.

Анастасия Некрасова

 Источник

 

наверх